logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.3. Теория экономики предложения

Сторонники теории экономики предложения (ТЭП) утверждают, что дис­кретная фискальная и кредитно-денежная политика, отстаиваемая кейнсианцами, не может одолеть стагфляцию (сочетание спада с инфляцией, которое было прису­ще большинству развитых капиталистических стран в 70-х и начале 80-х годов) именно потому, что центром кейнсианства является проблема поддержания сово­купного спроса. Представители ТЭП, как видно из ее названия, полагают, что в долгосрочном периоде борьба с безработицей и инфляцией должна ориентиро­ваться непосредственно на стимулирование предложения.

В противоположность кейнсианцам, они прежде всего убеждены, что большая часть налогов трансформируется в издержки бизнеса и перекладывается на поку­пателей через повышение цен. Иначе говоря, налоги усиливают инфляцию издер­жек, ибо многие из налогов являются «клином» между затратами и ценами, кото­рый (клин) по мере расширения вмешательства государства возрастает. В резуль­тате, с одной стороны, подрывается экономическая эффективность и подталкивает­ся инфляция издержек, а с другой — налоги ограничивают экономический интерес и уменьшают стремление к риску, что сокращает производство и предложение. Таким образом, возникает сочетание спада с ростом цен, которое было характерно для кризисов 1974 — 1975 и 1980 — 1982 гг. По их мнению, этому содействуют так­же гострансферты, поскольку они якобы подрывают стимулы, ибо, во-первых, спо­собствуют иждивенчеству малоимущих и безработных, а во-вторых, облагают налогом для их финансирования занятых и фирмы. Сторонники ТЭП уделяли особое внимание предельным ставкам налогообложения, т. е. приросту налогов к приросту доходов, полагая, что чрезмерный пресс сдерживает сбережения и ин­вестиции. Они настаивают на уменьшении предельных ставок налогов и налого­обложения капиталовложений, ссылаясь на кривую Лаффера, изображенную на рис. 25.1.

Налоговые поступления, дол. Рис. 25.1. Кривая Лаффера

495

На вертикальной оси рис. 25.1 отложены ставки налогов в процентах к нало­гооблагаемому объекту, а на горизонтальной оси — налоговые поступления в дол­ларах. Кривая Лаффера сначала, с ростом ставок, идет вправо вверх до точки М, а после нее — влево вверх. Такая направленность кривой Лаффера иллюстрирует положение, когда возрастание ставки обложения увеличивает налоговые поступле­ния до точки М. После точки М чрезмерный налоговый пресс подрывает стимулы хозяйственной деятельности: в результате чего сокращается экономическая актив­ность и, как следствие, налоговые поступления, причем при возросших ставках.

Однако на практике точку М трудно определить. Тем не менее А. Лаффер указывает, что при низких ставках налогов легче решается проблема дефицита госбюджета, поскольку, с одной стороны, сокращается теневая экономика, или стрем­ление уклониться от налогообложения ввиду его посильности, а с другой — допол­нительное стимулирование деловой активности расширяет ее и, следовательно, сни­жает необходимость в трансфертах, в частности, в пособиях по безработице.

Теория экономики предложения реализовалась практически в так называемой рейганомике, т. е. в экономическом курсе, проводившемся президентом США Р. Рей­ганом (1980— 1988 гг.). Рейганомика включала:

  1. приостановку роста государственного вмешательства в экономику путем замораживания и некоторого сокращения расходов на социальные программы (при увеличении затрат на оборону);

  2. сужение государственного регулирования частного бизнеса для уменьше­ния его издержек и монополизации;

  3. сдерживание роста денежной массы;

  4. снижение налогов.

Результаты рейганомики были неоднозначными: с одной стороны, экономи­ческий подъем и возросшая занятость в США после 1982 г. сочетались с низкими ставками процента и темпами инфляции, но с другой — рейганомика в значитель­ной мере отличалась существенным падением цен на нефть и сопровождалась резким ростом дефицита госбюджета и торгового баланса США.

Что касается самой теории экономики предложения, то она подвергается кри­тике кейнсианцами по трем основным позициям:

  1. влияние снижения налогов проявляется медленно, малозаметно по направ­ленности;

  2. снижение налогов больше воздействует на спрос, чем на предложение, т. е. увеличивает инфляцию спроса;

  3. кривая Лаффера не дает четкого определения точки максимизации налого­вых поступлений с сохранением экономических стимулов.

Однако не следует сбрасывать со счетов также социалистические воззрения на государственное регулирование.