logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.2. Институты организации рынка рабочей силы

На рынок труда прямо или косвенно влияют по существу все социальные учреждения в большей или меньшей степени. Рассмотрим лишь те из них, которые непосредственно детерминируют данный рынок, заметно меняя его с точки зрения обуздания стихийных сил.

1. Профсоюзы. Они возникли в ряде стран еще в XVIII в., но в большинстве государств - в XIX и XX ст. По мнению некоторых экономистов, профсоюзы монополизировали рынок труда, добившись регламентации многих сторон купли-продажи и применения рабочей силы, а следовательно, и ее воспроизводства. Сре­ди профсоюзов различают:

а) цеховые, объединяющие работников определенных профессий, которые име­ ют установленную ими квалификацию, т.е. характеризующиеся известной замкну­ тостью и монопольными чертами (если добиваются запрета на работу в соответ­ ствующей сфере не членам профсоюза);

б) отраслевые (производственные), объединяющие квалифицированных и не­ квалифицированных работников определенной отрасли или группы смежных от­ раслей, которые носят более открытый и менее монопольный характер. В разных странах размах и структура профсоюзного движения неодинаковы.

В европейских странах и в Японии традиционно роль профсоюзов несравнено выше, чем в США, хотя везде их значение несколько снизилось в последние деся­тилетия XX в.

Несмотря на спад профсоюзного движения заключение колдоговоров остается важной процедурой организации трудовых отношений в США, где в 80-х годах действовало около 200 тыс. таких соглашений. Они заключаются там раз в 2-3 года. Профсоюзы представляют их лидеры местного и национального уровня, юристы и экономисты, а администрацию предприятий - менеджеры, определяю­щие стратегию фирм в трудовых отношениях, и специалисты по кадрам. Обычно инициативу проявляют профсоюзы, предъявляя известные требования в виде по­правок к действующим колдоговорам, которые обсуждаются сторонами с целью принятия компромиссных решений, вносимых в новый договор. Пикетирование, стачки и насильственные действия являются исключительным средством давле­ния, ибо 95% колдоговоров заключается без прекращения работ, а забастовки в США приносят только 0,2% потерь рабочего времени. Типовых колдоговоров не

540

существует, они принимаются в различном виде: одни краткие, другие подробные некоторые касаются только местного профсоюза и одного предприятия, иные -' целых отраслей.

Колдоговора в США обычно регулируют 4 группы вопросов:

а) статус профсоюза и прерогативы администрации фирм, где часто фиксиру­ ется, что к компетенции менеджеров относится определение размера и местополо­ жения предприятий, номенклатуры продукции, вида оборудования и материалов, а также производственные планы, в то время как найм, перевод на другую работу, повышение в должности, дисциплина и увольнение осуществляются с учетом (в той или иной степени) мнения профсоюза;

б) размер и система оплаты труда, как и длительность рабочего дня, являясь основными пунктами колдоговоров, определяются с учетом производительности труда и ее динамики, стоимости жизни и ее изменения, возможности фирмы платить и ее рентабельности, а также того, какой является зарплата и продолжи­ тельность рабочего дня на аналогичных предприятиях; сюда же относится опреде­ ление оплаты сверхурочных, праздничных дней и отпусков, а также страхование здоровья, пенсионное обеспечение и техника безопасности;

в) установление зависимости повышения в должности, увольнения и восстанов­ ления на работе осуществляется обычно исходя из трудового стажа и нередко вносится профсоюзами в колдоговора в связи с отсутствием гарантий занятости;

г) фиксация процедуры разрешения трудовых споров необходима в колдого- ворах, так как те вопросы, которые нельзя в них предусмотреть, требуют опреде­ ленного механизма урегулирования, чтобы не обострять отношений.

В бывшем СССР и других социалистических странах профсоюзы были сверх-централизованы, являясь важным рычагом партийно-государственного управле­ния общественной жизнью. Они, с одной стороны, не имели той свободы и много­образия, которые характерны для профсоюзного движения капиталистических стран, а с другой — выполняли заметную роль в мобилизации трудящихся на социалис­тическое строительство, улучшении их жилищно-бытовых условий, организации социального страхования, проведении культурно-массовых мероприятий, функцио­нировании сети учреждений здравоохранения и отдыха, а также в подготовке кадров и воспитании подрастающего поколения. Поэтому им принадлежит важ­ное место в тех социально-экономических свершениях, которых добился казенный социализм. Вместе с тем профсоюзные деятели формировались в духе подчинен­ности властям, что во многом предопределило поведение профсоюзной номенкла­туры в постсоветский период. Она оказалась неспособной противодействовать гра­бительской приватизации и не допустить резкого падения производства и уровня жизни населения.

Что же касается новых (независимых) профсоюзов, то они обычно малочис­ленны и разрозненны в своих действиях. Правда, глубочайший кризис, наблюдаю­щийся в постсоциалистическом пространстве, вынуждает профбоссов сходить с соглашательских и приспособленческих позиций и все энергичнее и решительнее (под давлением профсоюзных низов) требовать прекращения антинародных ре­форм. Однако пока что у нас в рыночных условиях еще не сложились устойчивые отношения в данной сфере, не говоря уже об их законодательном оформлении.

2. Государственное вмешательство в рынок труда. Оно исторически во мно­гом обусловлено требованиями профсоюзов, социал-демократических, социалисти­ческих и коммунистических партий. В зависимости от их влияния на политику оно различается в разных странах. В СССР и других социалистических странах госрегулирование этого рынка было всеохватывающим, являясь составной частью

541

директивного планирования. Понятно, что принудительное направление конкрет­ных лиц на определенную работу касалось в обычных условиях только выпускни­ков, получивших бесплатно высшее или среднеспециальное образование. Срок на­правления обычно не превышал 3-х лет в качестве компенсации затрат государ­ства на обучение. Известное принуждение при распределении рабочей силы каса­лось также номенклатурных работников партийных, государственных, комсомоль­ских и профсоюзных аппаратов. Правда, применялись «добровольно-принудитель­ные» работы в сельском хозяйстве с участием горожан и учащихся, а в чрезвычай­ных условиях (во время Великой Отечественной войны) административное рас­пределение рабочей силы значительно расширяло свою сферу.

В других странах государственная регламентация рынка труда тоже весьма многостороння.

Во-первых, государство активно содействует образованию и подготовке квали­фицированной рабочей силы:

а) создает сети учебных заведений разного уровня и профиля в интересах обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (успехи социали­ стических стран в значительной мере обусловлены разветвленной системой таких заведений);

б) материально поддерживает учащихся стипендиями (крайне низкие стипен­ дии в странах СНГ ограничивали в 90-х годах возможность обучения лиц из малоимущих семей);

в) поощряет негосударственные учреждения образования налоговыми льгота­ ми и субсидиями.

Во-вторых, государство создает огромный массив рабочих мест в различных отраслях госсектора экономики, т. е. на предприятиях и в учреждениях, принадле­жащих государству. В социалистических странах этот сектор, как известно, был господствующим. Велики его масштабы и в капиталистических странах, хотя и различаются в каждой из них. В странах СНГ вместе с приватизацией снизилась роль государства в формировании спроса на трудовые ресурсы в связи с резким сужением госсектора.

В-третьих, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, как уже отмечалось, воздействует на спрос на рабочую силу негосударственных фирм, способствуя оживлению их деятельности. То, что в Украине и в России в условиях спада 90-х годов проводились сдерживающая фискальная политика и политика дорогих денег, в значительной степени определило стагнацию бизнеса и деградацию рынка труда, особенно в производственной сфере.

В-четвертых, законодательство о продолжительности рабочего дня, о запрете детского труда, о пенсионном страховании и о технике безопасности ограничива­ет применение физически малотрудоспособной рабочей силы и тем самым расши­ряет возможности трудоустройства и защиты своих интересов категориями насе­ления, обладающими наилучшими способностями к труду по возрасту и физио­логическим характеристикам. Снижение контроля за соблюдением трудового зако­нодательства в странах СНГ в ряде случаев приводило к удлинению рабочего дня в частном секторе до 12 — 14 часов и использованию детского труда (в Украине в 2001 г. работало 456 тыс. детей), а также ухудшению безопасности работ.

В-пятых, законодательство о регулировании иммиграции, например в США, сдерживает приток иностранной рабочей силы, улучшая возможности трудоустрой­ства национальных трудовых ресурсов и поддерживая уровень зарплаты. Правда, существуют определенные лазейки для нелегальной миграции, которые позволяют в известной мере преодолевать эти ограничения. Так, в США в 80-х годах неле-

542

гальные иммигранты составляли (по разным оценкам) от 2 до 12 млн чел. после наплыва рабочей силы из постсоциалистических стран. В Западной Европе стали ужесточать въездные правила.

В-шестых, законодательство о недопущении дискриминации по расовым, нацио­нальным и половым признакам усиливает конкуренцию между наемными работ­никами, хотя и не устраняет полностью различий в возможностях получения ква­лификации, предпочтениях работодателей при приеме на работу и уровне оплаты труда. Особенно сильно дискриминируются иностранные работники, на которых не распространяется не только это законодательство, но также защита профсоюзов и социальное страхование.

В-седьмых, правовое установление минимальной зарплаты ограничивает сни­жение оплаты труда, что, с одной стороны, стимулирует механизацию и автоматиза­цию технологических процессов и может сократить спрос на малоквалифициро­ванную рабочую силу, а с другой стороны, за счет поддержания зарплаты стабили­зирует платежеспособность наемных работников и их спрос на предметы потреб­ления. В США минимальная зарплата составляет 40 — 50% среднеотраслевой. В Украине она с 01.01. 2002 г. установлена в размере 140 грн. в месяц и из-за своего крайне низкого уровня фактически не оказывает вышеозначенного воздействия, тем более что находится ниже прожиточного минимума.

В-восьмых, законодательство по содействию трудоспособным в поиске работы, в переподготовке и в повышении квалификации, а также по социальной защите безработных также влияет на рынок труда. Об этом подробно пойдет речь ниже, здесь отметим лишь, что такой общественный недуг, как безработица, характерен (хотя и в разных масштабах) для всех капиталистических стран. Сегодня он при­обрел угрожающие размеры и на постсоциалистическом пространстве.