3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
В КДП различают два курса, противоположных по направленности:
политика дешевых денег, адекватная кризису перепроизводства, которая состоит в стремлении увеличить денежное предложение с целью расширения совокупного спроса и выхода из спада;
политика дорогих денег, заключающаяся в уменьшении денежного предложения в условиях инфляции спроса для ее обуздания.
34-3-1452 529
При этом применяются одни и те же средства, но с прямо противоположной ориентацией. Среди них выделяются три основных.
1. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами (ГЦБ). Данный метод КДП базируется на том, что ЦБ выступает покупателем и продавцом ГЦБ. Он покупает их у правительства, но в развитых странах, в основном у КБ и населения на открытом рынке; там же ЦБ продает их КБ и населению.
Когда ЦБ прибегает к продажам, а когда к покупкам ГЦБ? И зачем он это делает?
А. ЦБ покупает на открытом рынке размещенные ГЦБ тогда, когда в экономике наблюдается спад. Если ЦБ покупает их у КБ, то они передают ему часть своих портфелей этих бумаг, а ЦБ оплачивает их увеличением резервов КБ на сумму их курсовой стоимости. Тем самым он расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и возможности предоставления ссуд. Коль скоро ЦБ покупает ГЦБ не у КБ, а у физических и юридических лиц, то они передают соответствующий пакет данных бумаг и в уплату получают чек, который предоставляют в свой КБ на инкассо, а последний предъявляет его к оплате ЦБ. В результате резервы данного КБ возрастают на его счетах в ЦБ. В обоих случаях денежное предложение в экономике увеличивается. Разница состоит в том, что при покупке ГЦБ у населения возрастают не только резервы КБ, чьими клиентами являются соответствующие физические и юридические лица, но и вклады данных лиц в этих КБ, т. е. избыточные резервы последних расширяются в меньшей степени в силу того, что существуют резервные нормы, по которым они образуют свои обязательные резервы. Црирост денежного предложения адекватен избыточным резервам, помноженным на денежный мультипликатор.
Б. ЦБ продает на открытом рынке ГЦБ тогда, когда существует инфляция спроса или угроза ее раскручивания. Если ЦБ реализует их КБ, то в уплату курсовой стоимости проданных пакетов списывает с текущих счетов данных банков у себя соответствующие суммы резервов, уменьшая тем самым их кредитные ресурсы. Коль скоро ЦБ продает ГЦБ физическим и юридическим лицам, то они оплачивают их, выписывая чеки на свой КБ, которые учитываются в ЦБ, соответственно сокращая и кредитные ресурсы данных КБ, и вклады в них этих клиентов. В обоих случаях уменьшение резервов КБ снижает денежное предложение с учетом величины сокращения избыточных резервов, помноженных на денежный мультипликатор.
Как уже отмечалось, в Украине и в России в условиях беспрецедентного спада 90-х годов Национальный банк Украины и Центральный банк России осуществляли в громадных масштабах продажу ГЦБ (соответственно ОВГЗ и ГКО), что усугубило перепроизводство на фоне недопроизводства, т. е. искусственный платежный кризис, ибо реализация ГЦБ уменьшает кредитные ресурсы КБ, покупающих их и, следовательно, не имеющих возможности для предоставления ссуд предприятиям, лишенным оборотных средств. Действия эти оправдывали необходимостью борьбы с инфляцией, однако в странах СНГ с середины 90-х годов наблюдается не инфляция спроса (для которой такие меры, как продажа ГЦБ являются оправданными), а инфляция издержек, которая устраняется совсем иными средствами (о чем детально говорилось в гл. 6).
Финансовый кризис, углубившийся с августа 1998 г., привел к состоянию банкротства значительное число КБ, скупивших большие пакеты ГЦБ и оказавшихся неспособными осуществлять свои обязательства перед клиентами ввиду того, что государство отказалось погашать в ранее установленные сроки свои ценные бумаги.
2. Изменение норм обязательных резервов КБ. Этот метод двояко влияет на кредитные ресурсы:
530
во-первых, он изменяет избыточные резервы КБ, так как меняет долю обязательных резервов в их общей величине;
во-вторых, он модифицирует денежный мультипликатор, который, как было показано ранее, представляет собой обратную величину нормы обязательных резервов (1/Р).
Вместе с тем ЦБ сравнительно редко используют данный метод, который обладает мощным потенциалом и применяется в крайних случаях в качестве административной меры, задействуемой лишь тогда, когда другие методы не дают ожидаемых результатов. Почему и в каких условиях ЦБ повышают или понижают норму обязательных резервов?
А. ЦБ прибегают к увеличению нормы обязательных резервов тогда, когда наблюдается значительная инфляция спроса и существует потребность уменьшить денежное предложение, чтобы ограничить совокупный спрос. Ведь ее увеличение расширяет обязательные резервы КБ, вследствие чего они либо теряют часть своих избыточных резервов, сокращая свои возможности кредитования, либо для пополнения обязательных резервов идут на ужесточение сроков своих ссуд и взимание выплат по ним, соответственно снижая денежную массу. Это может сбить волну инфляции спроса.
Б. ЦБ уменьшают норму обязательных резервов в условиях заметного экономического спада, чтобы расширить денежное предложение, а посредством этого — совокупный спрос в целях содействия выходу из состояния перепроизводства. Ведь понижение резервной нормы прямо переводит обязательные резервы в избыточные и, следовательно, увеличивает способность КБ предоставлять ссуды. Кроме того, денежное предложение возрастает в таком случае за счет роста денежного мультипликатора. То, что в середине 90-х годов норма обязательных резервов НБУ достигла 25%, свидетельствует о проведении ЦБ Украины рестриктивного курса, т. е. политики ограничения денежного предложения, причем в условиях глубочайшего спада. Такой курс лишь усилил перепроизводство и платежный кризис, лишая экономику минимально необходимой денежной массы. Оправдывалось это необходимостью борьбы с инфляцией. Однако в Украине, как уже говорилось в гл. 6, с середины 90-х годов наблюдается инфляция не спроса, а издержек.
3. Дисконтная политика. Данный метод связан с одной из традиционных функций ЦБ, состоящей в том, что последний для КБ выступает в качестве заимодавца в крайнем случае, т. е. предоставляет ссуды тем из КБ, которые имеют стабильное финансовое положение, но неожиданно столкнулись с потребностью срочного получения дополнительных средств. Когда КБ берет кредит, он переводит ФРБ выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением (обычно ГЦБ, находящимися у КБ). Предоставляя ссуды, ФРБ увеличивает резервы КБ. И коль скоро под эти кредиты ФРБ не требуются обязательные резервы, то вся сумма займа представляет собой избыточные (рабочие) резервы КБ, т. е. его кредитные ресурсы, непосредственно пополняющие денежное предложение. При этом ЦБ взимает с КБ проценты по ставке, которую принято называть учетной, или ставкой рефинансирования. С точки зрения КБ, она представляет собой их издержки на приобретение резервов у ЦБ, который имеет полномочия изменять учетную ставку.
В каких случаях и для чего ЦБ изменяет ставку рефинансирования?
1. ЦБ понижает ставку тогда, когда наблюдается спад. Он действует так потому, что стремится удешевить свои ссуды КБ для облегчения им условий заимствования дополнительных избыточных резервов и соответственно увеличения денежного предложения, совокупного спроса, стимулирующего хозяйственную активность. Кроме того, удешевление ссуд ЦБ иногда вызывает снижение ставок процента по
34*
531
кредитам, выдаваемым КБ своим клиентам, что расширяет деловые операции за счет заемных средств.
2. ЦБ повышает учетную ставку тогда, когда наблюдается инфляция спроса или существует угроза ее раскручивания. ЦБ идет на это, рассчитывая, что удорожание его ссуд охладит стремление КБ прибегать к займам для расширения своих рабочих резервов. Если такая мера срабатывает, то происходит ограничение денежного предложения и совокупного спроса, в результате чего инфляционная волна может быть умерена.
С середины 90-х годов в странах СНГ (в частности, в Украине) установлены завышенные ставки рефинансирования, что свидетельствует о неадекватной КДП в отношении этого метода, ибо он применялся на фоне очевидного платежного кризиса, который сопровождался не инфляцией спроса, а инфляцией издержек. Причем завышенная учетная ставка вела к повышению процентных ставок по займам КБ их клиентам. Вследствие этого, во-первых, уменьшился кредит в условиях спада, что усугубило его, а во-вторых, поддерживалась инфляция издержек, одним из факторов которой выступают высокие процентные ставки, т. е. дороговизна заемных средств. Правда, НБУ в 1996—1997 гг. начал снижать учетную ставку, доведя ее к августу 1997 г. до 16%. Однако, в связи с финансовым кризисом на Дальнем Востоке и начавшейся утечкой капиталов из Украины с осени того же года, он вновь стал ее повышать, установив летом 1998 г. на уровне 82%.
Правда, уже после финансового краха августа — сентября с конца 1998 г. НБУ начал понижать ставку рефинансирования, хотя и не на столько,чтобы удешевить кредитные ресурсы и остановить падение производства: в декабре 1998 г. до 62%, в марте 2001 г. до 25%, в сентябре 2001 г. до 15%. Кстати, учетная ставка ФРС после начавшейся рецессии в США в 2001 г. и паники, возникшей в результате событий 11 сентября 2001 г., была снижена дважды за 4 недели на 0,5 процентных пункта с 3,5% до 2,5%, т. е. до самого низкого уровня за последние 40 лет. В Великобритании было сделано то же самое, вследствие чего дешевизна кредитов в фунтах упала до уровня 1964 г. Евробанк также снизил ставку рефинансирования; а в Японии ее к тому времени уже некуда было понижать. Таким образом, если в 2000 г. ФРС повышал учетную ставку, борясь с перегревом экономики после самого продолжительного подъема 90-х годов, то в 2001 г. начал снижать ее, дабы предотвратить возникшее в конце 2000 г. охлаждение конъюнктуры и не допустить его перехода в рецессию, которую резко обострил такой экзагенный для хозяйства фактор, каким оказалась атака на Всемирный торговый центр и Пентагон.
В такой ситуации в интересах выхода из состояния спада реализуется политика дешевых денег:
скупаются ГЦБ;
снижается норма обязательных резервов;
снижается учетная ставка.
В Украине же проводилась политика дорогих денег:
продавались ГЦБ (ОВГЗ) в огромных размерах;
завышалась норма обязательных резервов;
повышалась ставка рефинансирования.
Такая политика уместна только при инфляции спроса, которой в Украине с середины 90-х годов нет, о чем свидетельствует тотальный платежный кризис, который как раз и вызван во многом неадекватной обстоятельствам спада политикой дорогих денег.
Среди трех основных методов кредитно-денежной политики в экономике решающее значение отводят операциям с ГЦБ на открытом рынке. Их преимущество по сравнению с изменением нормы обязательных резервов состоит в большей гибкости,
532
тем более, что резервные нормы меняются достаточно редко, а операции на открытом рынке проводятся постоянно. Изменению учетной ставки придают меньшее значение по сравнению с операциями на открытом рынке ввиду следующих причин:
а) размер резервов КБ, полученых путем займов в ЦБ, обычно в США невелик и составляет 2 — 3% их общих резервов;
б) стремление КБ получать ссуды, например в США, зачастую вызывается их желанием приобрести средства для покупки ГЦБ;
в) операции на открытом рынке определяются инициативой ЦБ, в то время как обращение КБ к ссудам в ЦБ инициируется КБ;
г) учетная ставка не влияет на поведение КБ, если их резервы достаточны для проводимых ими сделок;
д) часто изменение учетной ставки диктуется не непосредственными целями КДП, а стремлением ЦБ привести ее в соответствие с другими макроэкономичес кими показателями (например, влиянием на чистый экспорт и движение капита ла) . Тем не менее изменение учетной ставки имеет важное информационное значе ние, показывающее те цели КДП, которые преследует в данный момент ЦБ.
Три основных инструмента КДП периодически могут дополняться некоторыми менее важными способами селективного регулирования.
Во-первых, дабы сдержать размах спекуляций на фондовой бирже, которые могут провоцировать банкротство, ЦБ вправе устанавливать маржу (минимальную величину первоначального взноса), которую должен сделать покупатель котирующихся там ценных бумаг за счет незаемных средств. Поднимая маржу, ЦБ уменьшает возможности биржевых спекулянтов, а понижая ее — увеличивает их за счет заемных средств.
Во-вторых, в США Конгресс может наделить ФРС полномочиями накладывать определенные ограничения на потребительский кредит, например, путем установления требования к кредиторам вносить известные средства в ФРБ, соответствующие доли их ресурсов, направляемых на предоставление потребительского кредита. Вводя такие ограничения, ФРС сдерживает потребительский кредит и базирующийся на нем спрос; снимая их, ФРС раскрепощает потребительский кредит и основанный на нем спрос.
В-третьих, в ряде стран ЦБ вправе определять прямые ограничения на прирост годовых размеров ссуд по каждому КБ. Когда существует угроза развертывания спроса на базе кредитной экспансии, тогда ЦБ может вводить лимиты по годовому объему ссуд.
В-четвертых, ЦБ может прибегнуть к увещеваниям (убеждениям, политическим заявлениям и общественным призывам), чтобы КБ не допускали либо излишнего расширения кредита в условиях инфляции спроса, либо, наоборот, его свертывания при спаде. Ведь КБ на фазе инфляционного бума могут в погоне за прибылью от активных операций подорвать свою ликвидность и усилить инфляцию; а на фазе перепроизводства, напротив, из боязни ухудшения ликвидности своих активов значительно сократить ссуды и усугубить депрессию.
В целом использование всех инструментов КДП требует творческого подхода на базе глубокого анализа конкретной рыночной конъюнктуры в каждый данный момент.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы