logo
Bytyk_Ekonom_teor

§ 4. Закон стоимости и его функции

Одно только взаимодействие спроса и предложения не объясняет само по себе механизма ценообразования, ибо из соотношения этих двух рыночных сил совсем не следует, что цена всегда должна быть величиной положительной и определенной. Напротив, если попытаться детерминировать ценообразование лишь взаимодей­ствием спроса и предложения (причем за ценой ничего, кроме их определенного соотношения, не предполагать), то тогда логически можно выделить три варианта:

  1. если спрос больше предложения, то цена представляет собой положитель­ную, но весьма неопределенную величину (-Кг); это все равно, что сказать: покупа­тель платит за товар, но неясно сколько, т. е. ничего конкретного не сказать о цене;

  2. когда спрос равен предложению, тогда они уравновешивают друг друга, а цена как их равнодействующая должна равняться нулю. Это значит, что купля-продажа становится дарением, поскольку продавец ничего не берет за свой товар с покупателя;

  3. коль скоро спрос окажется меньше предложения, то цена будет отрицатель­ной величиной (~х). Это означает, что не покупатель, а продавец платит за продажу своего товара, т. е. за его приобретение покупателем; иначе говоря, вместе с товаром первый отдает второму деньги в соответствии с этой отрицательной ценой (пол­ная бессмыслица).

Таким образом, когда при характеристике ценообразования исходят из того, что оно определяется исключительно взаимодействием спроса и предложения, тогда неизбежно приходят к теоретической неопределенности, нелепости и бессмыслице. Другими словами, теория ценообразования должна, кроме спроса и предложения, учитывать еще нечто, делающее цену товара всегда положительной и определен­ной величиной. Без этого процесс ценообразования останется непознанным, следо­вательно, необъясненным оказывается по существу вся природа товарно-денежных отношений, так как цена в них играет центральную роль. Ведь в цене содержатся и затраты, и доходы поставщиков (производителей и посредников), следовательно, их возможности рассчитываться со своими поставщиками, кредиторами, арендода-

92

телями, наемными работниками и др. В цене отраженно фиксируется покупатель­ная способность денежных доходов потребителей и их уровень жизни.

Короче, не зная природы ценообразования, практически невозможно рассмат­ривать какую-либо конкретную рыночную сделку. Познать же ее нельзя, не ответив на вопрос: что, кроме соотношения спроса и предложения, стоит за ценой. В полит­экономии выделяются два основных противоположных направления, которые по-разному отвечают на данный вопрос:

  1. теория предельной полезности;

  2. трудовая теория стоимости.

Чем же отличается их толкование процесса ценообразования?