logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии

В экономике выделяют 4 типа рынков, или 4 модели рыночного механизма. Эти модели являются абстрактными, но их характеристике в некоторых учебни­ках уделяется большое внимание.Мы тут рассмотрим их лишь вкратце.

1. Чисто конкурентный рынок — рынок совершенной (свободной) конкурен­ции. Он теоретически характеризуется такими чертами:

а) очень большое число независимых продавцов и покупателей;

б) на них реализуется стандартизованная и однородная продукция, так что у покупателей отсутствует необходимость выбора моделей продукта, а у поставщи­ ков — возможность неценовой конкуренции (соревнования по качеству, рекламе, стимулированию сбыта и т. д.);

в) отдельный поставщик находится во власти рынка, ибо не может влиять на общее предложение (имея слишком незначительную долю в его объеме), а следова­ тельно, и на цену через маневрирование своими поставками (самостоятельное же снижение цены невыгодно, если не снизились индивидуальные затраты, т. к. оно уменьшает прибыль, не ослабляя конкуренцию);

г) на таком рынке существует свобода входа и выхода поставщиков, т. е. свобод­ ный перелив капитала. Подобная модель фактически отсутствует в реальности,

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрисгь, 2001. — С. 359 — 360.

158

хотя к ней в какой-то мере приближен рынок сельскохозяйственной продукции, а также рынки некоторых отраслей обслуживания и частично розничная торговля.

  1. Чисто монопольный рынок. Он является прямой противоположностью преды­дущего. Чистая, или абсолютная, монополия существует тогда, когда одна фирма выступает единственным поставщиком конкретного продукта, у которого нет близ­ких заменителей. Поэтому у покупателя отсутствует выбор, а монополист может не утруждать себя рекламой, диктуя цены, поскольку вхождение на его рынок забло­кировано экономическими, техническими, юридическими и иными барьерами. В какой-то степени к чисто монопольному рынку приближен рынок так называе­мых естественных монополий: электро-, газо-, водо- и теплоснабжение населенных пунктов, связь общего пользования, городской общественный транспорт и др., где чистая монополия технологически приемлема и экономически целесообразна, хотя практически не является абсолютной ввиду наличия возможности потребления продуктов-субститутов, пусть даже с худшими потребительскими свойствами.

  2. Монополистическая конкуренция. Она существует при такой ситуации, когда относительно большое число производителей предлагает сходную, но неидентич­ную продукцию. Монопольно-конкурентный рынок отличается следующим:

а) каждая фирма контролирует на нем незначительную часть совокупного пред­ ложения и, значит, обладает ограниченными возможностями воздействия на цену, что сдерживает достижения сговора между ними;

б) вместе с тем реакцию других фирм на свое поведение она может не учитывать, ибо вырабатывает специфические продукты-субституты (по качеству, по используе­ мым материалам, по дизайну, по обслуживанию в процессе ее сбыта, по размещению и доступности сбытовой сети для покупателей разных регионов, по упаковке, по рек­ ламе, по торговым знакам и маркам). Это позволяет широко задействовать нецено­ вую конкуренцию по названным направлениям индивидуальных характеристик про­ дукции и условий ее реализации. Отсюда, и вступление в отрасль монополистичес­ кой конкуренции не является проблематичным, хотя и порождает большие сложно­ сти, нежели при чистой конкуренции, потому что из дифференциации продукции вытекают необходимые монопольным конкурентам дополнительные затраты на рек­ ламу и патентование.

4. Олигопольный рынок. Он характеризуется относительно малым числом фирм, которые господствуют в конкретной отрасли. Этот тип рынка занимает промежу­ точное положение по своим свойствам между чисто монопольным и монопольно- конкурентным рынками. Олигополии могут быть как дифференцированными, так и однородными по особенностям выпускаемой продукции. Основными причина­ ми формирования олигопольных рынков выступают:

а) эффект масштаба, который состоит в снижении издержек на единицу про­ дукции путем концентрации производства и связанных с ней, с одной стороны, возможностей внедрения капиталоемких нововведений, а с другой — экономией за счет значительных объемов закупок ресурсов по сравнительно низким ценам;

б) барьеры, обусловленные тем, что большие фирмы владеют патентами, конт­ ролируют источники сырья и имеют возможность осуществлять сравнительно крупные расходы на рекламу и маркетинг;

в) слияние фирм для достижения выше перечисленных преимуществ. Будучи взаимозависимыми, олигополисты учитывают не только затраты, научно-техническую политику своих конкурентов и спрос на их продукцию, но и ценовое поведение друг друга (если олигополия возникла по стандартизованной продукции).

В сущности, в последней модели мы имеем дело с несовершенной конкуренци­ей, когда, с одной стороны, нет уже полностью свободной борьбы между фирмами, а с другой — отсутствует и монополия, т. е. захват всего объема производства и

159

продаж какого-либо вида продукции одной фирмой. Такая ситуация характерна для многих отраслей в большинстве стран, в том числе для СНГ, где 30 — 40% продукции обычно производится одним или двумя отраслевыми олигополистами. Можно выделить такие модели олигопольной конкуренции:

  1. олигополия в базовых отраслях с идентичной продукцией и несколькими крупными предприятиями-изготовителями;

  2. олигополия в отраслях с неидентичной продукцией и несколькими крупны­ми фирмами-производителями товаров-субститутов.

Для измерения степени монополизации производства в отдельной отрасли используется показатель «доля четырех крупнейших фирм», который определяет­ся в виде процента этих фирм в общем объеме производства соответствующей отрасли. Например, в 1987 г. в США около 1/5 продукции обрабатывающей про­мышленности производилось в отраслях с высокой степенью олигополизации, где этот показатель достигал 60%. О том, какие меры принимает государство для сдер­живания монополистических проявлений, речь пойдет в следующей главе в контек­сте общей характеристики его экономической роли.