4.2. Некоторые международные экономические организации
Рассмотрев содержание международных экономических отношений и их место в хозяйственной жизни стран, нужно коротко остановиться на роли в них межгосударственных организаций. В современном быстро интегрирующемся мире действует множество таких структур, число, состав и функции которых постоянно расширяются и модифицируются. Здесь будут охарактеризованы лишь важнейшие из них. Более подробно об этих организациях можно узнать из учебного пособия И.Н. Герчиковой, из которого почерпнут ниже следующий фактический материал о данных структурах1.
Известную роль в налаживании мирохозяйственных отношений играют международные организации общей компетенции, главные из которых представлены в табл. 31.4. Среди них ведущее место принадлежит ООН. Она учреждена на конференции в Сан-Франциско 26.06.1945 г. К числу главных органов ООН относятся: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке (СО), Международный суд и Секретариат. Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих конкретные возложенные на них функции. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых ГА. В составе Секретариата ООН один из департаментов [от франц. departement — отдел] специализируется на проблемах социально-экономического развития. Следует отметить, что только ГА ООН приняла около 10 тысяч резолюций, в том числе и по экономической проблематике. Но останавливаться на этом, как и на деятельности других международных организаций общей компетенции, мы не будем.
Таблица 31.4. Международные организации общей компетенции
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация Объединенных Наций (ООН) | 185 | 1945 |
Совет Европы | 40 | 1949 |
Содружество наций | 53 | 1931 |
Северное сотрудничество | 5 | 1971 |
Лига арабских государств (ЛАГ) | 22 | 1945 |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) | 55 | 1975 |
Организация исламская конференция (ОИК) | 50 | 1969 |
' Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. — М.: АО «Консалтбанкир», 2000.
618
Известную роль в налаживании международного сотрудничества играют региональные комиссии ООН. Они представлены в табл. 31.5.
Таблица 31.5. Региональные экономические комиссии ООН
Название комиссии | Число членов | Год создания |
Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) | 55 | 1947 |
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) | 55 | 1948 |
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) | 51 | 1947 |
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) | 13 | 1973 |
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) | 53 | 1958 |
Кроме того, к системе ООН относится целый ряд международных экономических организаций (табл. 31.6). Как и ООН в целом, эти структуры испытывали в последние десятилетия серьезные финансовые трудности в осуществлении своей деятельности, характеризовать которую здесь тоже нет возможности.
Таблица 31.6. Международные экономические организации системы ООН
Название организации | Число членов | Год создания |
Программа развития ООН (ПРООН) | 48 | 1965 |
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) | 168 | 1966 |
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) | 124 | 1957 |
Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) | 175 | 1945 |
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) | 160 | 1977 |
Международная морская организация (ММО) | 155 | 1958 |
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) | 185 | 1947 |
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) | 185 | 1964 |
Всемирная организация по туризму (ВОТ) | 130 | 1975 |
Нельзя не заметить, что сохранению научно-технического и экономического превосходства Запада служит международное регулирование защиты интеллектуальной собственности. В отношении произведений, охраняемых авторскими правами, оно базируется на Бернской конвенции [от лат. conventio — соглашение]
619
1886 г. по охране литературных и художественных произведений и на Женевской всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Что касается прав на промышленную собственность (изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т. п.), то ее защита основана на Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности и на Мадридской конвенции 1891 г. о международной регистрации фабричных и товарных знаков. Координация международной деятельности в данной области осуществляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является специализированным учреждением ООН. Особую роль в отстаивании интересов наиболее развитых стран играют структуры, входящие в систему Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их состав представлен в табл. 31.7.
Таблица 31.7. Организации системы ОЭСР
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | 29 | 1961 |
«Группа семи» | 7 | 1975 |
Международное энергетическое агенство (МЭА) | 27 | 1974 |
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) | 27 | 1958 |
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО) | 29 | 1968 |
Центр развития (ЦР) ОЭСР | 29 | 1962 |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. после ратификации конвенции об ее учреждении всеми странами-участниками. Она является приемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), основанной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Россия подала заявку на вступление в ОЭСР и в 1994 г. подписала с ней декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах.
Главной задачей ОЭСР выступает координация экономической политики стран-членов в целях смягчения противоречий мирохозяйственных отношений, особенно, в регулировании международной торговли, в стабилизации международной кредитно-финансовой системы и в проблемах взаимосвязей с развивающимися государствами. Но принимаемые по данным вопросам решения носят рекомендательный характер и обычно не влекут за собой совместных действий. ОЭСР выпустила кодекс поведения ТНК, который определяет те нормы их операций, которые не противоречат целям политики стран-участниц, а также ряд рекомендаций по публикациям ТНК их отчетности и оперативной информации.
«Группа семи» («семерка») была создана в 1975 г. с целью обсуждения на уровне глав правительств ведущих стран Запада финансовых и валютных проблем. В нее входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Встречи «семерки» проходят ежегодно на уровне глав государств или правительств.
620
Совещания Министров финансов и Председателей центральных банков и их помощников проводятся в качестве постоянной группы. С 1997 г. в «семерку» вошла Россия и ее стали называть «Группой восьми» («восьмеркой»). Она обсуждает с целью координации ключевые вопросы развития мирового хозяйства и поддержания его стабильности преимущественно в интересах «золотого миллиарда», что вызывало (особенно, со второй половины 90-х годов) все более нарастающие протесты со стороны антиглобалистов. Первые годы участие России в работе «восьмерки» было чисто номинальным и даже унизительным по формату.
Как известно, регулирование международной торговли долгие годы, особенно в условиях холодной войны, осуществлялось дискриминационным [от лат. discrimi-natio — различение] путем контроля за экспортом так называемых стратегических товаров в социалистические и некоторые развивающиеся страны. Так, в 1949 г. по инициативе США в рамках НАТО был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) в качестве органа по ограничению экспорта государств Запада, в который вошли не только члены НАТО (кроме Исландии), но также Япония и Австралия. И после развала СССР КОКОМ продолжал практику списков стратегических товаров, экспорт которых запрещался или ограничивался в потенциально опасные для НАТО страны. Лишь в 1994 г. он был ликвидирован. Однако на основе договоренностей 1996 г., в которых участвуют, кроме прежних членов КОКОМ, также Россия и другие постсоциалистические страны, продолжается наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и технологий двойного назначения.
Наряду с межгосударственными структурами действуют и неправительственные организации. Среди тех из них, которые содействуют совершенствованию международной торговли, надо в первую очередь назвать: Международную торговую палату (МТП), Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права. Они проводят большую работу по гармонизации национального законодательства, регулирующего коммерческие и финансовые отношения между предпринимателями посредством разработки правовых актов факультивного [от лат. facultatif — возможный], т. е. необязательного, действия, например, широко применяемые правила толкования торговых терминов (1990 г.), выработанные МТП.
Существенная роль в организации международной торговли принадлежит межгосударственным структурам, представляющим интересы экспортеров различных ресурсов (энергоносителей, металлов и другого сырья), а также сельскохозяйственной продукции (кофе, какао, бананов, арахиса). Но особое место среди них занимает Организация экспортеров нефти (ОПЕК) ввиду значимости данного энергоносителя в экономике, а также в силу того, что в нее входят страны, которые добывают около 60% этого ресурса, осуществляя до 80% его мирового экспорта. В ОПЕК состоят: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия, Эквадор, которые совместно во многом определяют динамику цен на нефтепродукты, квотируя добычу и экспорт.
Все возрастающую роль в регулировании международных отношений выполняют разнообразные региональные межгосударственные организации. Среди них наиболее продвинутой по пути экономической интеграции своих участников является Европейский союз (ЕС), в который в 1992 г. было преобразовано Европейское экономическое сообщество, созданное еще в 1957 г. ЕС ныне обеспечивает не только свободное перемещение между странами-участницами товаров, капиталов и рабочей силы, но также ввело единую валюту (евро) в обращение одиннадцати своих членов и активно осуществляет политическую интеграцию, хотя сталкивает-
621
ся здесь с немалыми трудностями. При этом самой обширной зоной беспошлинной торговли выступает теперь НАФТА, которую сформировали США, Канада и Мексика. Общее представление о разнообразии региональных международных организаций могут дать табл. 31.8 — 31.13.
Таблица 31.8. Многосторонние экономические организации стран Западной Европы
Название организации | Число членов | Год создания |
Европейский Союз (ЕС) | 15 | 1992 |
1) Европейское сообщество (ЕС) | 15 | 1992 |
2) Европейский валютный союз (ЕВС) | 15 | 1992 |
3) Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) | 14 | 1958 |
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) | 4 | 1960 |
Европейское экономическое пространство (ЕЭП) | 12 | 1992 |
Совет государств Балтийского моря (СГБМ) | 11 | 1992 |
Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) | 31 | 1952 |
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) | 33 | 1955 |
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛ) | 20 | 1963 |
Европейское космическое агенство (ЕКА) | 14 | 1975 |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) | 57 | 1990 |
Таблица 31.9. Региональные экономические организации Центральной и Восточное Европы и Азии | ||
Название организации | Число членов | Год создания |
Содружество независимых государств (СНГ) | 12 | 1991 |
Организация экономического сотрудничества (ОЭС) | 10 | 1985 |
Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) | 11 | 1992 |
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) | 11 | 1994 |
Международный банк экономического сотрудничества | 9 | 1963 |
Международный инвестиционный банк (МИБ) | 11 | 1970 |
622
Таблица 31.10. Региональные экономические организации государств Америки
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация американских государств (ОАГ) | 35 | 1948 |
Межамериканский банк развития (МАБР) | 28 | 1959 |
Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК) | 34 | 1989 |
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) | 27 | 1975 |
Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) | 11 | 1980 |
Карибское сообщество и Карибский общий рынок | 14 | 1973 |
Карибский банк развития (КБР) | 25 | 1970 |
Организация восточнокарибских государств (ОВКГ) | 7 | 1981 |
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) | 3 | 1994 |
Южный общий рынок (МЕРКОСУР) | 4 | 1995 |
Андская группа | 5 | 1969 |
Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) | 6 | 1961 |
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) | 7 | 1961 |
Латиноамериканская организация по энергетике (ЛАОЭ) | 25 | 1973 |
Таблица 31.11. Региональные экономические организации государств Азии и Тихого океана | ||
Название организации | Число членов | Год создания |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество | 18 | 1989 |
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | 9 | 1967 |
«План Коломбо» по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане | 24 | 1950 |
Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО) | 27 | 1947 |
Южнотихоокеанский форум (ЮТФ) | 15 | 1971 |
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) | 7 | 1985 |
Азиатская организация по вопросам производительности (АОП) | 18 | 1961 |
Азиатский банк развития (АзБР) | 40 | 1974 |
623
Таблица 31.12. Региональные экономические организации арабских государств
Название организации | Число членов | Год создания |
Совет арабского экономического единства (САЭЕ) | 12 | 1964 |
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) | 6 | 1981 |
Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР) | 21 | 1968 |
Арабский валютный фонд (АВФ) | 20 | 1977 |
Арабский банк экономического развития Африки(АБЭРА) | 18 | 1973 |
Таблица 31.13. Региональные экономические организации государств Африки | ||
Название организации | Число членов | Год создания |
Организация африканского единства (ОАЕ) | 53 | 1963 |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) | 6 | 1966 |
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) | 11 | 1975 |
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) | 16 | 1976 |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | И | 1992 |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | 20 | 1994 |
Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА) | 7 | 1994 |
Западноафриканский банк развития (БОАД) | 7 | 1994 |
Африканский банк развития (АфБР) | 53 + 24 | 1963 |
Африканский фонд развития (АФР) | 26 | 1974 |
Восточноафриканский банк развития (ВАБР) | 3 | 1976 |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | 18 | 1973 |
На фоне такого многообразного и все более глубокого сотрудничества различных стран в региональном масштабе дезинтеграция на постсоциалистическом и, в особенности, постсоветском пространстве выглядит как недоразумение. Таможенные и валютные барьеры, которые навозводили реформаторы внутри СНГ (кстати, вопреки его уставу, предусматривавшему сохранение единого экономического поля), нанесли трудно поправимый удар по народным хозяйствам всех членов Содружества, не говоря уже об уровне жизни простых граждан. Правда, Союз России и
624
Белоруссии, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, как и создание в 2000 г. Евразийского экономического сообщества, внушают некоторый, хотя и осторожный, оптимизм в тех, кто не страдает недугом национал-сепаратизма и манией междоусобиц, а думает о предпосылках самостоятельного (без низкопоклонства Западу) хозяйственного и культурного подъема. При этом опыт других, в том числе западноевропейцев, безусловно нужно учитывать, дабы меньше ошибаться.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы