logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.2. Некоторые международные экономические организации

Рассмотрев содержание международных экономических отношений и их место в хозяйственной жизни стран, нужно коротко остановиться на роли в них межгосудар­ственных организаций. В современном быстро интегрирующемся мире действует мно­жество таких структур, число, состав и функции которых постоянно расширяются и модифицируются. Здесь будут охарактеризованы лишь важнейшие из них. Более под­робно об этих организациях можно узнать из учебного пособия И.Н. Герчиковой, из которого почерпнут ниже следующий фактический материал о данных структурах1.

Известную роль в налаживании мирохозяйственных отношений играют между­народные организации общей компетенции, главные из которых представлены в табл. 31.4. Среди них ведущее место принадлежит ООН. Она учреждена на конфе­ренции в Сан-Франциско 26.06.1945 г. К числу главных органов ООН относятся: Генеральная Ассамблея (ГА), Совет Безопасности (СБ), Экономический и соци­альный совет (ЭКОСОС), Совет по опеке (СО), Международный суд и Секретари­ат. Система ООН включает ряд программ, советов и комиссий, осуществляющих конкретные возложенные на них функции. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых ГА. В составе Секретариата ООН один из департаментов [от франц. departementотдел] специализируется на проблемах социально-экономического раз­вития. Следует отметить, что только ГА ООН приняла около 10 тысяч резолюций, в том числе и по экономической проблематике. Но останавливаться на этом, как и на деятельности других международных организаций общей компетенции, мы не будем.

Таблица 31.4. Международные организации общей компетенции

Название организации

Число членов

Год создания

Организация Объединенных Наций (ООН)

185

1945

Совет Европы

40

1949

Содружество наций

53

1931

Северное сотрудничество

5

1971

Лига арабских государств (ЛАГ)

22

1945

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

55

1975

Организация исламская конференция (ОИК)

50

1969

' Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных свя­зей и предпринимательской деятельности. — М.: АО «Консалтбанкир», 2000.

618

Известную роль в налаживании международного сотрудничества играют регио­нальные комиссии ООН. Они представлены в табл. 31.5.

Таблица 31.5. Региональные экономические комиссии ООН

Название комиссии

Число членов

Год создания

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

55

1947

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)

55

1948

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

51

1947

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)

13

1973

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

53

1958

Кроме того, к системе ООН относится целый ряд международных экономичес­ких организаций (табл. 31.6). Как и ООН в целом, эти структуры испытывали в последние десятилетия серьезные финансовые трудности в осуществлении своей деятельности, характеризовать которую здесь тоже нет возможности.

Таблица 31.6. Международные экономические организации системы ООН

Название организации

Число членов

Год создания

Программа развития ООН (ПРООН)

48

1965

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)

168

1966

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

124

1957

Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)

175

1945

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)

160

1977

Международная морская организация (ММО)

155

1958

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

185

1947

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

185

1964

Всемирная организация по туризму (ВОТ)

130

1975

Нельзя не заметить, что сохранению научно-технического и экономического превосходства Запада служит международное регулирование защиты интеллекту­альной собственности. В отношении произведений, охраняемых авторскими пра­вами, оно базируется на Бернской конвенции [от лат. conventio — соглашение]

619

1886 г. по охране литературных и художественных произведений и на Женевской всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Что касается прав на промыш­ленную собственность (изобретения, товарные знаки, промышленные образцы и т. п.), то ее защита основана на Парижской конвенции 1883 г. по охране промышлен­ной собственности и на Мадридской конвенции 1891 г. о международной регист­рации фабричных и товарных знаков. Координация международной деятельнос­ти в данной области осуществляется Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая является специализированным учреждением ООН. Особую роль в отстаивании интересов наиболее развитых стран играют струк­туры, входящие в систему Организации экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). Их состав представлен в табл. 31.7.

Таблица 31.7. Организации системы ОЭСР

Название организации

Число членов

Год создания

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

29

1961

«Группа семи»

7

1975

Международное энергетическое агенство (МЭА)

27

1974

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ)

27

1958

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО)

29

1968

Центр развития (ЦР) ОЭСР

29

1962

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1961 г. после ратификации конвенции об ее учреждении всеми странами-участ­никами. Она является приемницей Организации европейского экономического со­трудничества (ОЕЭС), основанной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония. Россия подала заявку на вступление в ОЭСР и в 1994 г. подписала с ней декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах.

Главной задачей ОЭСР выступает координация экономической политики стран-членов в целях смягчения противоречий мирохозяйственных отношений, особенно, в регулировании международной торговли, в стабилизации международной кре­дитно-финансовой системы и в проблемах взаимосвязей с развивающимися госу­дарствами. Но принимаемые по данным вопросам решения носят рекомендатель­ный характер и обычно не влекут за собой совместных действий. ОЭСР выпусти­ла кодекс поведения ТНК, который определяет те нормы их операций, которые не противоречат целям политики стран-участниц, а также ряд рекомендаций по пуб­ликациям ТНК их отчетности и оперативной информации.

«Группа семи» («семерка») была создана в 1975 г. с целью обсуждения на уров­не глав правительств ведущих стран Запада финансовых и валютных проблем. В нее входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония. Встречи «семерки» проходят ежегодно на уровне глав государств или правительств.

620

Совещания Министров финансов и Председателей центральных банков и их по­мощников проводятся в качестве постоянной группы. С 1997 г. в «семерку» вошла Россия и ее стали называть «Группой восьми» («восьмеркой»). Она обсуждает с целью координации ключевые вопросы развития мирового хозяйства и поддержа­ния его стабильности преимущественно в интересах «золотого миллиарда», что вызывало (особенно, со второй половины 90-х годов) все более нарастающие про­тесты со стороны антиглобалистов. Первые годы участие России в работе «восьмер­ки» было чисто номинальным и даже унизительным по формату.

Как известно, регулирование международной торговли долгие годы, особенно в условиях холодной войны, осуществлялось дискриминационным [от лат. discrimi-natio — различение] путем контроля за экспортом так называемых стратегичес­ких товаров в социалистические и некоторые развивающиеся страны. Так, в 1949 г. по инициативе США в рамках НАТО был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) в качестве органа по ограничению экспорта го­сударств Запада, в который вошли не только члены НАТО (кроме Исландии), но также Япония и Австралия. И после развала СССР КОКОМ продолжал практику списков стратегических товаров, экспорт которых запрещался или ограничивался в потенциально опасные для НАТО страны. Лишь в 1994 г. он был ликвидирован. Однако на основе договоренностей 1996 г., в которых участвуют, кроме прежних членов КОКОМ, также Россия и другие постсоциалистические страны, продолжа­ется наблюдение за экспортом обычных вооружений, а также товаров и техноло­гий двойного назначения.

Наряду с межгосударственными структурами действуют и неправительствен­ные организации. Среди тех из них, которые содействуют совершенствованию меж­дународной торговли, надо в первую очередь назвать: Международную торговую палату (МТП), Международное бюро публикации таможенных тарифов, Между­народный институт по унификации частного права. Они проводят большую рабо­ту по гармонизации национального законодательства, регулирующего коммерчес­кие и финансовые отношения между предпринимателями посредством разработ­ки правовых актов факультивного [от лат. facultatif — возможный], т. е. необяза­тельного, действия, например, широко применяемые правила толкования торговых терминов (1990 г.), выработанные МТП.

Существенная роль в организации международной торговли принадлежит межгосударственным структурам, представляющим интересы экспортеров различ­ных ресурсов (энергоносителей, металлов и другого сырья), а также сельскохозяй­ственной продукции (кофе, какао, бананов, арахиса). Но особое место среди них занимает Организация экспортеров нефти (ОПЕК) ввиду значимости данного энергоносителя в экономике, а также в силу того, что в нее входят страны, которые добывают около 60% этого ресурса, осуществляя до 80% его мирового экспорта. В ОПЕК состоят: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЕ, Саудовская Аравия, Эквадор, которые совместно во многом определяют динамику цен на нефтепродукты, квотируя добычу и экспорт.

Все возрастающую роль в регулировании международных отношений выпол­няют разнообразные региональные межгосударственные организации. Среди них наиболее продвинутой по пути экономической интеграции своих участников яв­ляется Европейский союз (ЕС), в который в 1992 г. было преобразовано Европей­ское экономическое сообщество, созданное еще в 1957 г. ЕС ныне обеспечивает не только свободное перемещение между странами-участницами товаров, капиталов и рабочей силы, но также ввело единую валюту (евро) в обращение одиннадцати своих членов и активно осуществляет политическую интеграцию, хотя сталкивает-

621

ся здесь с немалыми трудностями. При этом самой обширной зоной беспошлинной торговли выступает теперь НАФТА, которую сформировали США, Канада и Мек­сика. Общее представление о разнообразии региональных международных орга­низаций могут дать табл. 31.8 — 31.13.

Таблица 31.8. Многосторонние экономические организации стран Западной Европы

Название организации

Число членов

Год создания

Европейский Союз (ЕС)

15

1992

1) Европейское сообщество (ЕС)

15

1992

2) Европейский валютный союз (ЕВС)

15

1992

3) Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

14

1958

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

4

1960

Европейское экономическое пространство (ЕЭП)

12

1992

Совет государств Балтийского моря (СГБМ)

11

1992

Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ)

31

1952

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА)

33

1955

Европейская организация по безопасности воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛ)

20

1963

Европейское космическое агенство (ЕКА)

14

1975

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)

57

1990

Таблица 31.9. Региональные экономические организации Центральной и Восточное Европы и Азии

Название организации

Число членов

Год создания

Содружество независимых государств (СНГ)

12

1991

Организация экономического сотрудничества (ОЭС)

10

1985

Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)

11

1992

Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР)

11

1994

Международный банк экономического сотрудничества

9

1963

Международный инвестиционный банк (МИБ)

11

1970

622

Таблица 31.10. Региональные экономические организации государств Америки

Название организации

Число членов

Год создания

Организация американских государств (ОАГ)

35

1948

Межамериканский банк развития (МАБР)

28

1959

Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК)

34

1989

Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА)

27

1975

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)

11

1980

Карибское сообщество и Карибский общий рынок

14

1973

Карибский банк развития (КБР)

25

1970

Организация восточнокарибских государств (ОВКГ)

7

1981

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

3

1994

Южный общий рынок (МЕРКОСУР)

4

1995

Андская группа

5

1969

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР)

6

1961

Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ)

7

1961

Латиноамериканская организация по энергетике (ЛАОЭ)

25

1973

Таблица 31.11. Региональные экономические организации государств Азии и Тихого океана

Название организации

Число членов

Год создания

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

18

1989

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

9

1967

«План Коломбо» по совместному экономическому и социальному развитию в Азии и Тихом океане

24

1950

Комиссия для стран Южной части Тихого океана (КЮТО)

27

1947

Южнотихоокеанский форум (ЮТФ)

15

1971

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)

7

1985

Азиатская организация по вопросам производительности (АОП)

18

1961

Азиатский банк развития (АзБР)

40

1974

623

Таблица 31.12. Региональные экономические организации арабских государств

Название организации

Число членов

Год создания

Совет арабского экономического единства (САЭЕ)

12

1964

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

6

1981

Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР)

21

1968

Арабский валютный фонд (АВФ)

20

1977

Арабский банк экономического развития Африки(АБЭРА)

18

1973

Таблица 31.13. Региональные экономические организации государств Африки

Название организации

Число членов

Год создания

Организация африканского единства (ОАЕ)

53

1963

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК)

6

1966

Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС)

11

1975

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС)

16

1976

Южноафриканское сообщество развития (САДК)

И

1992

Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)

20

1994

Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА)

7

1994

Западноафриканский банк развития (БОАД)

7

1994

Африканский банк развития (АфБР)

53 + 24

1963

Африканский фонд развития (АФР)

26

1974

Восточноафриканский банк развития (ВАБР)

3

1976

Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА)

18

1973

На фоне такого многообразного и все более глубокого сотрудничества различ­ных стран в региональном масштабе дезинтеграция на постсоциалистическом и, в особенности, постсоветском пространстве выглядит как недоразумение. Таможен­ные и валютные барьеры, которые навозводили реформаторы внутри СНГ (кста­ти, вопреки его уставу, предусматривавшему сохранение единого экономического поля), нанесли трудно поправимый удар по народным хозяйствам всех членов Содру­жества, не говоря уже об уровне жизни простых граждан. Правда, Союз России и

624

Белоруссии, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, как и создание в 2000 г. Евразийского экономического сообщества, внушают некоторый, хотя и осторожный, оптимизм в тех, кто не страдает недугом национал-сепаратизма и манией междоусобиц, а думает о предпосылках самостоя­тельного (без низкопоклонства Западу) хозяйственного и культурного подъема. При этом опыт других, в том числе западноевропейцев, безусловно нужно учиты­вать, дабы меньше ошибаться.