logo
Bytyk_Ekonom_teor

§ 2. Товар и его свойства

Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар — это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владель­цем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров — это продукты труда. Поэтому ча­сто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличаю­щуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу.

В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами:

  1. потребительной стоимостью;

  2. меновой стоимостью;

  3. стоимостью.

Потребительная стоимость — это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает прежде всего появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности.

Меновая стоимость — это специфическое свойство, присущее только товар­ной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой. Например, когда одна авторучка обменивается на пять тетрадей, меновую стоимость пяти тетрадей составляет одна авторучка.

Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смыс­ла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребитель­ным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать.

Общим для обмениваемых товаров служит их стоимость. Она представляет собой воплощенный в товарах труд. При эквивалентном обмене, когда предложе­ние и спрос совпадают, каждый товар обменивается на любой другой товар только в той количественной пропорции, которая фиксирует равенство воплощенного в них труда. Таким образом, меновая стоимость есть форма выражения стоимости товара, которая сама по себе в отдельно взятом товаре проявиться не может, как бы мы его не исследовали. Стоимость товара выражается только в его обмене, а имен­но: в той количественной пропорции, в которой он обменивается на другой товар.