logo
Bytyk_Ekonom_teor

4.3. Функции закона стоимости

Закон стоимости выполняет две основные функции: стимулирующую и регу­лирующую. Стимулирующая функция закона стоимости заключается в том, что он в форме имущественной дифференциации производителей и угрозы банкрот­ства, т. е. не административно, а экономически, заставляет их сокращать индивиду­альные затраты и повышать качество продукции за счет реализации производ­ства, внедрения научно-технических достижений и научной организации труда. Иными словами, он экономически принуждает субъектов хозяйственной деятель­ности повышать ее эффективность. Это четко просматривается и в вышеприведен­ном абстрактном примере определения величины стоимости товара, где дополни­тельный доход получают те, у кого индивидуальные затраты труда ниже обще­ственно необходимых. Те же, у кого они выше, несут убытки в прямой зависимос­ти от степени превышения индивидуальных затрат труда над общественно необ­ходимыми.

Кстати, переход нашей страны к рынку обусловлен в значительной мере насущ­ной необходимостью задействовать именно стимулирующую функцию закона стои­мости.

Регулирующая функция закона стоимости детерминирована тем, что, как от­мечалось, цена товара определяется не только величиной его стоимости, но и соотно­шением спроса и предложения на него. Если спрос равен предложению, то цена равна величине стоимости товара. Если нет, то они отклоняются от этой величины в ту или в иную сторону. При превышении спроса над предложением цена отклоняет­ся вверх от величины стоимости товара в соответствии со степенью превышения, а в условиях превышения предложения над спросом — вниз в том же соответствии.

В результате таких колебаний цены товара вокруг величины его стоимости у производителей изменяется степень заинтересованности в его производстве и реа­лизации. Когда цена превышает величину стоимости товара, тогда эта степень воз­растает в прямой зависимости от того, насколько цена выше величины стоимости. В таком случае многие производители стремятся расширить производство и про­дажу определенного товара, в том числе и те из них, кто ранее не занимался его созданием и реализацией. Таким образом, в отрасль, которая специализируется на его производстве, направляются дополнительные ресурсы (денежные средства, сред­ства производства и рабочая сила).

Обратное наблюдается в случае отклонения цены вниз от величины стоимости товара, когда его производство и продажа становятся менее выгодными. Степень снижения выгодности непосредственно зависит от размера падения цены по отно­шению к величине стоимости. Если она значительна — производители стремятся не только сократить индивидуальные затраты, но и идут нередко на сокращение

7 — 3-1452

97

объемов производства и реализации соответствующего товара, а иногда вообще изымают свои ресурсы из отрасли его создания.

Так закон стоимости с помощью закона взаимодействия спроса и предложения регулирует движение факторов производства между отраслями и регионами без прямого административного вмешательства. Конечно, административное перераспре­деление ресурсов между сферами общественного производства и территориями может быть более быстрым по сравнению с тем, как это происходит посредством экономических законов. Однако оно оторвано от движения реального спроса, и в этом его главный и неизбежный недостаток. Об этом свидетельствует, в частности, более чем семидесятилетняя практика администрирования в экономике в нашей стране. И переход ее на рыночные рельсы в качестве одной из главных задач предполагает включение в хозяйственный механизм регулирующей функции за­кона стоимости вместе с законом спроса и предложения, которые способны вывести наше народное хозяйство из хронического тотального [от франц. total — полный, целиком] дефицита товаров и услуг.

Функции закона стоимости, закона спроса и закона предложения реализуются через функции цены. Цена как денежное выражение стоимости выполняет ряд функций:

  1. учитывает и измеряет общественно необходимые затраты труда и качество продукции, вследствие чего появляется возможность стоимостного определения эффективности производства — сравнения его результатов с издержками;

  2. балансирует спрос и предложение: цена повышается, когда первый оказы­вается выше второго, и снижается в обратном случае;

  3. стимулирует сокращение удельных расходов живого и овеществленного труда, расширение производства продукции высокого качества, современного тех­нического уровня и дизайна, ибо во всех этих случаях позволяет производителю учитывать свой сегмент рынка и достигать сразу или в перспективе возрастания рентабельности;

  4. дает возможность государству участвовать в перераспределении ресурсов за счет косвенного налогообложения (налога с оборота, налога на продажи, акцизы и др.), в результате чего государственные структуры мобилизуют средства, ис­пользуемые на социальные нужды. Однако перераспределительной функцией цены следует пользоваться очень осторожно, ибо, как показывает практика, увлечение перераспределением приводит к возникновению и усилению инфляции и ценовых перекосов. Цены на товары, подвергнутые косвенному налогообложению, оказыва­ются непомерно завышенными, в то время как цены на остальные товары — зани­женными. Экономически оправданным с точки зрения интересов хозяйственных субъектов и населения является установление акциза на ограниченный круг това­ров, например спиртных и табачных изделий.

Следует особо подчеркнуть, что и функции закона стоимости, и функции цены эффективно реализуются только в условиях конкуренции. Моно- и олигополии, как и моно- и олигопсонии, нейтрализуют оптимальное функционирование товар­но-денежных отношений. К сожалению, переход к рынку в СНГ еще раз подтвер­дил это, но от противного.

Огромное значение в рыночных отношениях имеют деньги, о функционирова­нии и развитии которых речь пойдет в пятой главе.

98