logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.1. Расширение миграции капитала

Общая причина экспорта капитала в предпринимательской форме — его так называемый относительный избыток внутри страны-экспортера. Он заключается не в том, что капитал невозможно вложить в этой стране, а в том, что его вложения за рубежом оказываются более рентабельными в силу:

большей емкости рынка сбыта определенных товаров, для производства кото­рых капитал вывозится;

близости и относительной дешевизны источников материальных ресурсов, не­обходимых для их создания;

наличия требуемой для этого рабочей силы, особенно, когда она оказывается более дешевой по сравнению со страной-экспортером.

Преимущество прямых вложений для экспортера капитала по сравнению с дру­гими формами вложений связано с тем, что он полностью распоряжается своим капиталом в течение всего периода функционирования прямых капиталовложений, тогда как ссудный капитал на весь срок предоставления займа полностью перехо­дит в распоряжение импортера. В отличие от предпринимательского капитала, вло­жения которого не обусловлены какими-либо сроками, вложения ссудного капитала могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Ценные бумаги при вывозе предпринимательского капитала (акции) приносят дивиденд, а при вывозе ссудного капитала дают процент.

Первоначально экспорт капитала осуществлялся преимущественно из метропо­лий в колонии, из развитых стран в развивающиеся. Это, с одной стороны, обуслов­ливало эксплуатацию природных и трудовых ресурсов отсталых территорий и государств, а с другой — способствовало их ускоренному (хотя зачастую и однобо­кому) экономическому развитию, а также расширяло международную торговлю. Накануне Первой мировой войны заграничные инвестиции капиталистических стран составили 44 млрд дол., в том числе Великобритании — 18 млрд, Франции — 9 млрд, Германии — 5,8 млрд, США — 3,5 млрд дол. В 1938 г. общая сумма заграничных инвестиций достигла 53,0 млрд дол., в том числе Великобритании — 22,9 млрд, Франции — 3,9 млрд, США — 11,5 млрд дол. Столь незначительный их рост обусловлен рядом обстоятельств, в частности Октябрьской социалистиче­ской революцией в России и Великой депрессией 1929 — 1933 гг.

Новые условия, сложившиеся на международном рынке капиталов после Вто­рой мировой войны, повлекли за собой структурные сдвиги в заграничных капи­таловложениях. Если раньше иностранные инвестиции направлялись главным образом в добывающую промышленность, плантационное хозяйство, торговлю и банки, то с крушением колониальной системы, когда новые государства, добиваясь экономической независимости, стали развивать собственную обрабатывающую про­мышленность, электроэнергетику и др., иностранные монополии, стремясь устано­вить свой контроль, направляют все возрастающую часть своих новых загранич­ных капиталовложений в эти отрасли. Это сыграло не последнюю роль в становле­нии новых индустриальных стран (НИС): Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Син­гапура, Мексики, Бразилии, Аргентины и др. Немалое влияние на послевоенное увеличение вывоза капитала оказали интеграционные процессы, развернувшиеся на современном этапе развития мирового хозяйства.

В экспорте капитала из развитых стран в развивающиеся все большую роль стало играть государство. Так, в конце 60-х годов доля государственных средств составляла около 70% всех финансовых средств, вывозимых из развитых стран в развивающиеся. Государственные инвестиции в виде займов и экономической по­мощи, используемые для строительства железных дорог, развития инфраструкту­ры, рассчитаны на длительные сроки и менее прибыльны, чем частные вложения. Кроме того, монополии используют государственные инвестиции как важное сред­ство расширения внешней экспансии и создания благоприятных условий для част­ных инвестиций в обрабатывающую промышленность и новые отрасли производ­ства. Широкое развитие получили государственные гарантии частных загранич­ных капиталовложений ввиду того, что монополии в условиях политической и экономической неустойчивости во многих развивающихся странах опасаются рис-

608

ковать своими капиталами. Поэтому значительная часть частных вложений круп­нейших экспортеров капитала ныне производится по государственным гарантиям. Важную роль в вывозе капитала в ссудной форме играют сегодня займы, предо­ставляемые Международным банком реконструкции и развития, Международ­ным валютным фондом и другими организациями.

В 1979 г. экспорт капитала составил 285 млрд дол., т. е. увеличился по сравне­нию с 1938 г. примерно в 5,4 раза. При этом значительно изменилась направлен­ность иностранных инвестиций. Если в предвоенные годы большая часть частного капитала из промышленно развитых стран поступала в слаборазвитые государства, то в 60 — 70-х годах основная масса частного капитала направлялась в промышлен­но развитые страны. Причина этого явления — крупные сдвиги в структуре эконо­мики промышленно развитых стран, происходящие прежде всего под влиянием развивающейся НТР, а также в распаде колониальной системы.

В современных условиях понятия «вывоз капитала» и «заграничные капита­ловложения» не совпадают, так как в заграничные капиталовложения, помимо еже­годных вложений, поступающих извне, включаются еще реинвестиции прибылей, полученных в стране, в которую был вложен капитал. Одна из особенностей после­военного вывоза капитала — большой удельный вес прямых вложений в общей сумме частных инвестиций. Вывоз капитала сопровождается также созданием за границей смешанных компаний, в которых участвуют иностранный и местный капи­талы. В современном вывозе капитала все большее значение приобретает экспорт патентов и лицензий на научно-технические открытия, изобретения и новинки.

За 80-е годы в сфере международного движения капиталов произошли важ­ные изменения. Общемировые среднегодовые темпы прироста прямых зарубеж­ных капиталовложений превышали темпы прироста и экспорта товаров и произ­водства. Объем прямых капиталовложений всех стран увеличился с 519 млрд дол. в 1980 г. до 1023 млрд дол. к концу 1987 г.

Наряду с углублением тенденций, получивших развитие в начале 80-х годов, в движении прямых инвестиций наметились новые сдвиги. В числе важнейших — превращение США в крупнейшую принимающую страну, рост прямых иностран­ных инвестиций в страны Восточной Европы, резкое повышение активности япон­ских, американских корпораций в Западной Европе в преддверии создания там единого рынка, изменение роли и характера вложений в экономику развивающих­ся стран, а также превращение некоторых из них в инвесторов.

Если рассматривать международное движение капитала не с позиций его экс­порта, а с позиций импорта, то следует отметить, что в 80-е годы приток в развитые страны опережал приток инвестиций в развивающиеся страны. Средняя доля пря­мых иностранных инвестиций, ввозимых в развитые страны, возросла с 73% в 1981 — 1983 гг. до 80% в 1984 — 1988 гг. Удельный вес пяти стран — США, Японии, Велико­британии, ФРГ, Франции — увеличился за этот период с 53 до 57%. Средняя же доля развивающихся стран в общем объеме прямых капиталовложений с начала 80-х годов непрерывно снижалась: в начале десятилетия она составляла 27%, в конце 80-х годов — 20%. Причины относительного снижения роли развивающихся стран в качестве при­нимающей стороны известны — это и приоритет вложений в наукоемкие отрасли развитых стран, менее благоприятный инвестиционный климат в связи с политичес­кой или экономической нестабильностью, бремя внешней задолженности и т. п.

Страны Восточной Европы и Украина стремятся привлечь иностранный капи­тал, который несет с собой новые технологии, управленческие навыки и дает воз­можность выходить на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией. С ино­странными инвестициями связываются определенные надежды по перестройке

39 — 3-1452

609

внутренней экономики и системы внешнеэкономических связей, инвестиции в мировое хозяйство и международное разделение труда. В соответствии с этим предлагаются различные стимулы и гарантии, включая двусторонние соглашения о защите инвестиций, и осуществляются действия рекламного характера с целью обеспечения притока прямых иностранных инвестиций.

Однако, в отличие от Китая и ряда других стран, которые сумели привлечь иностранные инвестиции в развитие национальной экономики, обеспечив ее быст­рый рост на базе современных технологий, в странах СНГ этого не удалось до­стичь: во-первых, из-за компрадорско-криминального характера реформ, препят­ствовавшего созидательным экономическим процессам; во-вторых, в силу большо­го политического риска, связанного прежде всего с социальным хаосом и произво­лом в постсоветский период.

В Китае иностранные капиталовложения в предпринимательской форме осу­ществлялись в 80 — 90-х годах в многочисленных свободных экономических зонах его морского побережья. Таможенные и налоговые льготы бизнесу в этих зонах привлекли капитал из-за рубежа, вложения которого превысили 260 млрд дол. США

В Украине же такие инвестиции составили к 2002 г. чуть больше 4 млрд дол. США. Что же касается иностранных займов, то в России и в Украине они достиг­ли громадных размеров, превратив их в финансово зависимые государства. К тому же зарубежные кредиты нередко разворовывались чиновничеством или бездарно «проедались», не создавая производственного потенциала для их погашения. Это не в последнюю очередь обусловило особую остроту финансового кризиса в стра­нах СНГ. Мировой финансовый кризис 1997 —1998 гг. особенно сильно ударил по экономике стран СНГ из-за создания здесь государственных финансовых пирамид, привел к бегству иностранного капитала. Например, в России потери зарубежных кредиторов в результате дефолта [от англ. defolt — лишение] оценивались в 30 — 50 млрд дол. США, что еще более подорвало доверие к ней иностранных инвесторов.