logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.2. Ярмарки

Важное место в организации движения товаров занимают ярмарки. Они пред­ставляют собой регулярно организуемые в определенном месте и в установленное время года рынки, которые предназначены главным образом для сезонной распро­дажи товаров одного (специализированные) или многих (универсальные) видов. Ярмарки возникли в раннее средневековье, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер. В этот период, особенно там, где еще не сложились города как центры ремесла и торговли, ярмарки играли существенную роль как един­ственные крупные пункты сосредоточения обмена. Их значение возросло с зарож­дением внутреннего рынка и развитием международных торговых связей на осно­ве возникновения необходимых для этого средств сообщения.

В период становления капитализма роль ярмарочной торговли изменилась: непосредственный сбыт товаров дополнился продажей по образцам, а затем и по

557

стандартам. В XIX в. крупные оптовые ярмарки превратились в выставки товар­ных образцов. С развитием торговли и расширением регулярной торговой сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для за­купки местных, главным образом сельскохозяйственных товаров) и местные регу­лярные торжки. Крупные региональные ярмарки почти исчезли. Вместе с тем после Второй мировой войны получили развитие международные ярмарки, пред­ставляющие собой мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстра­цией образцов товаров заключаются торговые сделки в национальных и между­народных масштабах. По своему характеру и целям они практически не отлича­ются от регулярных коммерческих выставок и салонов.

Различают следующие виды международных ярмарок:

универсальные (в Пловдиве — Болгария, в Измире — Турция);

многоотраслевые (в Познани — Польша, в Париже — Франция);

специализированные (ярмарки спорттоваров в Мюнхене — Германия, ярмарка транспортного оборудования в Базеле — Швейцария).

Для современных ярмарок характерна тенденция к переходу от общих универ­сальных ярмарок к отраслевым, чаще всего техническим, и к ярмаркам товаров широкого потребления с использованием разнообразных технических средств для демонстрации экспонатов, с проведением научно-технических конгрессов и сим­позиумов. Основные направления деятельности международных ярмарок опреде­ляет Союз международных ярмарок (СМЯ), созданный в 1925 г. (Париж) с целью более эффективной организации работы международных ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена.

В дореволюционной России крупнейшими ярмарками были Архангельская, Вологодская, Ирбитская (с середины XVII в.), Курская, Полтавская, Харьковская (XVIII в.), Нижегородская (XIX —XX вв.). Ярмарки были центрами создания всероссийского рынка. Главные предметы торговли — сельскохозяйственные про­дукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожа и т. д. В 1865 г. в России действовало 6,5 тыс. ярмарок, из них 35 с оборотом свыше 1 млн руб. В период военного коммунизма ярмарки не проводились. С переходом к новой экономической политике ярмарки начинают возрождаться. К 1927 г. в РСФСР было около 7,5 тыс. ярмарок, в УССР — 15,2 тыс., в БССР — 417. Однако в начале 30-х годов после краха нэпа ярмарки были устранены в связи с засильем фондированного снабжения посредством государственных снабженческо-сбытовых организаций. В конце 50-х годов ярмарочная торговля возобновляется: периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам, а также ярмарки по сезонной рас­продаже населению промышленных и продовольственных товаров. С переходом к рынку их роль еще более возросла, утратив декретный характер.

Ярмарки, как и различного рода выставки, позволяют производителям и опто­вым покупателям устанавливать между собой длительные договорные связи и посредством этого уменьшать стихийность рынка, организуя и стабилизируя то­варные потоки. В настоящее время, как отмечалось, от 2/3 до 4/5 мировой торгов­ли осуществляется по заранее заключенным соглашениям. Они обеспечивают от­носительную планомерность экономического развития, притом отнюдь не формаль­ную, которая была характерна для директивного планирования, осуществлявшего­ся центральными ведомствами фактически от достигнутого и потому с постоян­ным отрывом от движения действительного спроса, а реальную, формирующуюся по горизонтали и не посягающую на хозяйственную самостоятельность и хозяй­ственную ответственность субъектов производства и товарного обращения.

558

Как доказал негативный отечественный опыт директивного планирования, из одного центра в принципе немыслимо в соответствии со спросом и изменениями в нем пропорционально организовать производство и реализацию продукции, по­скольку сверху невозможно учесть состояние потребностей примерно 25 млн ви­дов производимых ныне товаров и услуг, не говоря уже о своевременной реакции командной экономики на происходящие в этих потребностях сдвиги. Такие сдвиги в спросе, как свидетельствует практика развитых стран, способна (хотя и с некото­рым временным лагом) адекватно улавливать только рыночная инфраструктура, обеспечивающая достаточно гибкое реагирование на них со стороны предложения. Очень важную роль в этом играет такой рыночный институт, как товарная биржа.