logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.2. Становление центральных банков

Несмотря на то, что необходимость в создании центральных (эмиссионных) банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое со­здание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована. С этих пор роль цент­рального банка в данной стране выполняет федеральная резервная система, состоя­щая из 12 федеральных резервных банков, руководимых советом управляющих.

К началу XX в. централизация банкнотной эмиссии была завершена в основ­ном только в странах Европы. Эмиссионные банки имелись в некоторых странах Азии и Африки. В большинстве же стран эмиссионные банки были созданы в XX в., главным образом в период между двумя мировыми войнами, а в бывших колониях — после Второй мировой войны с завоеванием ими политической неза­висимости.

Эмиссионные банки создавались на основе специальных банковских законов. В отдельных случаях законом предоставлялось крупнейшему коммерческому бан­ку страны преимущественное право банкнотной эмиссии, в результате чего он по­степенно превращался в центральный эмиссионный банк. Таким путем, например, превратился в эмиссионный (центральный) Банк Англии. Но, как правило, закон предусматривал создание банка как эмиссионного центра страны с самого начала его организации.

По форме организации эмиссионные банки подразделяются на акционерные и государственные. В качестве акционера нередко выступает и государство. В одних странах эти банки с самого начала создавались как государственные, в других они стали государственными в результате их национализации путем вы­купа государством акций на выгодных для акционеров условиях. После Второй мировой войны центральные банки были национализированы в большинстве стран, в том числе в Англии и Франции.

Однако для определения политики, которой руководствуются центральные банки в своей деятельности, форма организации не имеет значения. Денежно-кредитная политика акционерных эмиссионных банков определяется не интересами их акцио­неров, а потребностями развития народного хозяйства. Акционерные банки всегда находятся под контролем государства, и форма управления ими мало чем отлича­ется от формы управления государственными банками. Состав правления акцио­нерных банков полностью или частично формируется из представителей государ­ства. При частичном формировании состава правления банка должность предсе­дателя и его заместителей занимают представители государства.

Как видим, кредитная система, если под ней понимать совокупность кредитных учреждений отдельных стран, постоянно развивалась и ныне представляет весьма

375

разветвленное образование. До XX в. она была одноуровневой. Сегодня же кредит­ная система развитых стран двухуровневая. Ее верхний уровень представлен цен­тральным (эмиссионным) банком страны (или системой нескольких банков, как, например, федеральная резервная система в США), а нижний — совокупностью коммерческих банков универсального типа и специальными кредитными учреж­дениями.

В дореволюционной России уже наблюдалась тенденция формирования двух­уровневой кредитной системы. Уже существовал центральный эмиссионный банк в лице Государственного банка России, который стал единым эмиссионным центром страны после денежной реформы 1897 г. Однако Госбанк России одновременно оставался еще и коммерческим кредитным учреждением, что противоречит назна­чению центрального банка, если его рассматривать с позиции современной кредит­ной системы развитых стран. Революция прервала процесс становления двухуров­невой кредитной системы. В период военного коммунизма кредит был фактически ликвидирован. После проведения денежной реформы 1922 — 1924 гг. кредитные отношения стали возрождаться, но вместе с крушением нэпа они были огосудар­ствлены и, по сути, превращены в разновидность бюджетного финансирования, по­скольку командно-административная экономика не нуждалась в столь тонком ме­ханизме, каким является двухуровневая кредитная система.

С начала 30-х годов Госбанк стал в нашей стране не только эмиссионным цен­тром и центром управления денежным обращением и кредитом, но и расчетно-кассовым центром, осуществляя непосредственно расчетно-кредитное обслужива­ние промышленной и торговой клиентуры, что подрывало его заинтересованность в эффективном регулировании денежного обращения и кредита, особенно в усло­виях прямой подчиненности исполнительным институтам государственной власти. Лишь долгосрочное кредитование и экспортно-импортные операции осуществля­лись специализированными банками, чья деятельность тоже всецело задавалась административными структурами. С 1932 г. у нас было 4 спецбанка долгосроч­ных вложений, а с 50-х годов остался лишь один. Но эти изменения, как и создание в 1987 г. 5 специализированных банков, нисколько не устранили главного недуга кредитной системы — государственного монополизма в банковском деле, который выхолащивал само его функциональное предназначение.

Начиная только с 1990 г. началось осуществление реальных мероприятий по созданию двухуровневой кредитной системы. С одной стороны, стали учреждаться акционерные и кооперативные коммерческие и иные банки, а с другой — прово­дились меры по акционированию государственных специализированных банков. Но самое важное состояло в том, что в декабре 1990 г. был принят закон СССР о государственном банке и банковской системе, который предполагал создание двух­уровневой кредитной системы по типу американской. Наряду с коммерческими банками и специальными кредитными учреждениями, долженствовавшими по данному закону образовать нижний уровень кредитной системы, намечалось сфор­мировать федеральную резервную систему, состоящую из национальных (респуб­ликанских) банков и возглавляемую Госбанком СССР. К сожалению, политичес­кие события пошли таким путем, который не позволил воплотиться этому закону в жизнь. Сегодня во всех странах, бывших союзных республиках, создана двух­уровневая кредитная система со своими центральными банками. У нас роль цен­трального банка выполняет Национальный банк Украины, который, помимо проче­го, является эмиссионным центром государства.

Говоря о центральном банке, важно выяснить, как изменялась централизован­ная банкнотная эмиссия на разных исторических этапах.

376