logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.1. Определение продукта труда

Результатом индивидуального потребления (потребления благ, необходимых для существования и развития человека) является тот внутренний полезный эф­фект [от лат. effectus — исполнение, действие], который потребитель получает в ходе усвоения соответствующих полезных свойств определенного блага (пищи, одежды, жилища и др.). Результатом же труда выступает внешний полезный эф­фект, т. е. такой, который помимо его создателя, может использовать и другой субъект. Таким образом, продукт труда — это внешний полезный эффект целесообразных затрат человеческой энергии, в ходе осуществления которых применяются соответ­ствующие средства производства.

38

Продукт труда как внешний полезный эффект есть благо, или потребительная стоимость. Понятия «потребительная стоимость», «благо», «продукт труда» тожде­ственны, если не учитывать благ, не созданных человеком, а дарованных самой природой. Продукт труда делится по своей внешней форме на материальные и нематериальные блага. К первым принадлежат все продукты, представленные ве­щами, ко вторым — потребительные стоимости, не воплощенные в вещах, а непо­средственно выраженные в человеческой деятельности как услуги, например, вра­ча, преподавателя, артиста.

Все продукты, кроме этого, подразделяются по своему назначению на:

  1. предметы потребления, удовлетворяющие индивидуальные потребности бытия людей;

  2. средства производства, удовлетворяющие хозяйственные потребности, т. е. запросы экономической деятельности в предметах и средствах труда и в освое­нии природных ресурсов.

И предметы потребления, и средства производства могут быть материальными благами или услугами, т. е. выступать в вещной или невещной форме. Например, к предметам потребления относятся и одежда, и услуги врача, а к средствам произ­водства — и машины, и проектная документация технологических разработок. Некоторые продукты труда могут использоваться и как предметы потребления, и как средства производства, к примеру, персональный компьютер.

Предметы потребления в свою очередь разделяют на:

  1. предметы первой необходимости;

  2. предметы роскоши.

Названия говорят сами за себя: первые удовлетворяют наиболее насущные потребности людей в пище, одежде, жилье и др., а вторые — менее настоятельные запросы в украшениях из драгоценных металлов, в изысканных туалетах т. п. Такое деление весьма условно и подвижно, оно зависит от уровня жизни и благосостоя­ния индивида и общества.

С такой же условностью различают еще продукты для настоящего, продукты для будущего. К первым относят продовольствие, одежду, обувь, услуги досуга и другие продукты, удовлетворяющие каждодневные нужды поддержания нормального бытия в процессе текущего потребления, а ко вторым — средства производства, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, услу­ги образования и профилактической медицины и т. д., которые повышают уро­вень вещественного и личного факторов производства, улучшают способы их при­менения и, таким образом, наращивают производственные возможности общества в будущем.

Когда из ограниченных ресурсов производят больше продуктов для настояще­го, тогда лучше удовлетворяют запросы текущего потребления, но медленнее совер­шенствуют производительные силы, жертвуя их прогрессом. Если же, наоборот, из ограниченных ресурсов создают больше продуктов для будущего, то, жертвуя нуж­дами текущего потребления, ускоренно развивают вещественный и личный факто­ры производства, чтобы больше производить в будущем за счет улучшенных про­изводственных возможностей общества.