Послесловие: глобальные проблемы
О дной из острейших проблем международных экономических отношений является неравномерность уровней развития стран и неравенство их взаимоотношений. К индустриально развитым государствам принадлежат страны ОЭСР, в которых проживает так называемый «золотой миллиард» 1/6 всех населяющих в конце XX — начале XXI вв. планету людей). Они обладают достаточными природными ресурсами, мощным капиталом, квалифицированной рабочей силой и современными технологиями. Высокими доходами на душу населения выделяются также многие страны-экспортеры нефти. Особую группу образуют новые индустриальные страны (НИС), к которым принадлежат: Южная Корея, Гонконг (до воссоединения с КНР), Тайвань, Сингапур, Аргентина, Бразилия и Мексика, где в 60 — 80-х гг. наблюдалось ускоренное промышленное развитие на базе прежде всего иностранных инвестиций. Высочайшие темпы роста в 80 —90-х годах продемонстрировал Китай, которому удалось лишь за 90-е годы вдвое повысить уровень жизни своего населения.
Однако в почти 100 отсталых странах индустриализация не осуществлялась, население занято в основном сельским хозяйством, квалификация трудовых ресурсов низка, прирост населения и безработица высоки, а экспорт представлен в первую очередь сельхозпродукцией и сырьем. Они как раз и представляют так называемые развивающиеся (отсталые) страны, образующие то, что со времен противостояния капитализма и социализма, где одной из двух сверх держав был СССР, определяли в качестве «третьего мира», наряду с капиталистической и социалистической мировыми системами.
После 90-х годов в связи с постсоциалистическими реформами в Восточной Европе, в частности в СНГ, можно говорить о появлении в их результате новых деиндустриальных стран (НДС). Эти реформы привели к упадку достаточно развитой промышленности и других отраслей бывшей социалистической экономики, превратив ее в сырьевой придаток и рынок сбыта развитых капиталистических стран. Это вызвало резкое снижение уровня жизни населения. Например, Украина только за 1994 — 1997 гг. по индексу человеческого развития (фиксирующему ВНП на душу населения, уровень образования и продолжительность жизни) откатилась с 45-го на 95-е место в мире. Даже по официальным данным, за 90-е годы реальная зарплата в Украине упала в 3,8 раз, а пенсии — в 4 раза. Подобное наблюдается во многих других постсоциалистических странах. Причем, такое обнищание произошло на фоне богатейших природных ресурсов Северной Евразии: так, в России они оцениваются в 30 трлн дол., в то время как в США — в 8 трлн, в КНР — в 6,5 трлн, а в Западной Европе — в 0,5 трлн дол.
662
Состояние слаборазвитости каждой отсталой страны имеет свои особые причины. Тем не менее можно выделить основные обстоятельства, характерные для большинства бедных стран.
Многие природные ресурсы отсталых стран находятся в распоряжении ТНК, выкачивающих прибыль из них в развитые страны.
У ряда отсталых государств природные ресурсы бедны, что не относится ко многим странам, в том числе СНГ.
Если в развитых государствах среднегодовой прирост населения составлял в 80-х годах 0,6%, то в отсталых — 2%, что даже при одинаковых темпах роста ВВП вызывает уменьшение его в расчете на душу населения. Это не относится к странам СНГ, где население в последнее время резко сократилось; например, в Украине за 1991 —2001 гг. — почти на 3,5 млн чел.
Недостаточные инвестиции в образование и подготовку кадров обусловливают дефицит квалифицированной рабочей силы и предпринимателей, что дополняется «утечкой мозгов» или иммиграцией наиболее подготовленной части трудовых ресурсов, в том числе из стран СНГ.
В конце 80-х годов 2/3 мировых сбережений и инвестиций приходилось на развитые страны, 15% — на восточноевропейские, 20% — на развивающиеся.
Самая высокая доля накопления в ВВП (27 — 32%) — в Люксембурге, Японии, Норвегии, Австрии, Швейцарии и Китае; 15 — 20% — в Великобритании, США, Бельгии, Дании и Швеции. Доля внутренних сбережений к ВВП в развивающихся странах снизилась за 1976 — 1986 гг. с 25% до 22,5, а за 1991 —1995 гг. выросла до 24%. Но небольшой абсолютный размер ВВП отсталых стран (в них проживает 86% населения мира, а производится лишь 22% промышленной продукции) является причиной дефицита капиталовложений, одним из важнейших источников которых выступают сбережения.
Из ряда отсталых государств происходит отток капитала из-за политического риска, боязни инфляционных потерь и налогового бремени; например, в 90-е годы из России и Украины, погрязших во внешних долгах, ежегодный отток капитала за рубеж оценивался в среднем соответственно в 25 млрд и 5 млрд дол., чему способствовал общий хаос. ]
Отставание в НТП не позволяет слаборазвитым государствам создавать за счет собственных сил конкурентоспособные на мировом рынке производственные мощности; в странах СНГ огромный научно-технический потенциал, созданный в советский период, не используется ввиду дестимулирующего характера реформ.
В отсталых странах (кроме НИС) экономическое развитие сдерживается отсутствием воли к нему у так называемых государственных мужей, наряду со сковывающими традициями, а также племенными и национальными распрями. После развала СССР эти факторы проявились и на постсоветском пространстве, усугубляя экономическую деградацию. Сыграли свою регрессивную роль разгул преступности и коррупции, политическая нестабильность и хищническая направленность реформ, которые разлагали позитивную экономическую активность.
Дтобы преодолеть экономическую отсталость или не допустить скатывания в болото регресса и нищеты (как это случилось у нас), каждой стране необходимо задействовать набор специфичных для нее мер, которые детерминируются особенностями уровня развития и характера ее производительных сил, своеобразием места в системе международного разделения труда, а также конкретными причинами задержки ее прогресса. Вместе с тем, можно назвать основные пути, выход на которые в принципе позволяет, учитывая опыт социалистических стран, НИС и Китая,
663
решить проблему ускорения экономического роста и сокращения разрыва в уровне жизни по сравнению с развитыми странами.
Во-первых, для преодоления экономической отсталости требуется значительно расширить и активизировать вмешательство государства (если оно было слабым) или сохранить и повысить эффективность такого вмешательства, не допуская подрыва созидательной частной инициативы. Ибо:
Никто, кроме самого государства, не установит законность и правопорядок, которые создают адекватную среду для хозяйственной предприимчивости.
Слабость частного бизнеса вызывает потребность в наличии существенной доли госсектора, что особенно важно для монополизированных сфер, где государство действует менее корыстно, чем коммерческие структуры. Важность госсектора, усиливается отсутствием заметных частных накоплений.
Недостаточность развития производственной и социальной инфраструктуры сравнительно быстро может быть преодолена за счет государственных капиталовложений, мобилизуемых посредством централизации бюджетных и заемных средств на приоритетных направлениях ее формирования: транспорт, связь, электроэнергетика, образование, подготовка кадров и др.
Государственная защита и поддержка отечественного бизнеса в производственной сфере необходимы ввиду экспансионистской политики ТНК и компрадорских тенденций в поведении^национальной буржуазии сырьевых отраслей, сферы торговли и банковского дела.
Совершенствование социального устройства и демографической ситуации в интересах более справедливого распределения и повышения уровня жизни большинства населения. Это способно существенно снизить социальные противоречия и расширить емкость рынка для национальной экономики.
Неуклонная борьба с коррупцией, злоупотреблениями, привилегиями, бюрократизмом и показухой, которые характерны для чиновничества в условиях слабого общественного контроля за госаппаратом.
Во-вторых, ускорение экономического роста в отсталых странах возможно за счет улучшения для них условий отношений с развитыми государствами. Оно предполагает ряд направлений.
A. Облегчение торговых отношений за счет устранения развитыми странами торговых барьеров на пути экспорта отсталых стран. Такому ходу событий препят ствует не только национальный эгоизм развитых стран, но также топливно-сырье- вое наполнение товарного экспорта из отставших регионов, в том числе из СНГ.
Б. Помощь отсталым странам со стороны более богатых. Она в 1986 г. составляла: со стороны развитых капиталистических стран — 36 млрд дол., стран ОПЕК — почти 5 млрд, стран СЭВ — 4 млрд дол. Известную помощь оказывают бедным странам такие международные организации, как МВФ, МБРР, МФК, MAP и др., хотя эта помощь часто обставляется такими условиями, которые отнюдь не способствуют ускорению развития тех, кто ее получает, в чем можно было убедиться на примере стран СНГ в 90-х годах.
B. Ввоз в отсталые страны частного иностранного капитала. В 50 —60-е годы он составлял 2 — 4 млрд дол. в среднем за год, в 70-е — 28 млрд дол.; а в 80 —90-х го дах значительно сократился ввиду огромной внешней задолженности отсталых стран, которая за 1982—1987 г. выросла с 842 млрд до 1217 млрд дол. (достигнув 39% ВНП всех их вместе взятых), а к 1997 г. — до 1,5 трлн дол.
Поэтому отсталые страны еще в 1974 г. на сессии ГА ООН выдвинули идею нового мирового экономического порядка, которую тогда поддержали социалистические страны. Этот порядок предполагал:
664
изменение в пользу бедных стран уставов международных организаций, в которых они не обладают и третью голосов, вследствие чего данные институты часто действовали против их интересов;
введение преференций [от лат. praeferentia — предпочтение], т. е. таможенных преимуществ на продукцию отсталых государств;
направление инвестиций ТНК не в сырьевые отрасли, а в обрабатывающий сектор отсталых стран, чтобы обеспечить диверсификацию их экономик;
учреждение фонда стабилизации примерно на 20 основных видов сырья, за счет которого они должны были скупаться, когда цены на них начнут падать (для сдерживания этого падения); при повышении цен на данное сырье фонд мог его продавать, чтобы остановить их рост;
индексацию на экспорт из отсталых стран с привязкой экспортных цен к ценам импорта из развитых государств;
отсрочку и аннулирование части задолженности наиболее бедных стран;
повышение помощи развитых стран отсталым с 0,33 до 0,70% ВНП первых с устранением ее увязки с покупкой продукции в странах-донорах.
Хотя ООН поддержала это предложение, его воплощение в жизнь бойкотировали крупнейшие государства, стремящиеся сохранить свое неоколониальное господство посредством так называемой глобализации по-американски. Последняя была взята на щит политики «золотого миллиарда», в особенности «семеркой» после развала СССР, под прикрытием высокопарной демагогии о социально ориентированном и конкурентном рынке. Это уже к концу XX в. привело к обострению многих глобальных противоречий.
В одной из своих последних книг «Вступая в XXI век» Пол Кеннеди приводит данные, из которых видно, что при изготовлении спутников норма прибавочной стоимости достигает 2000%, реактивных истребителей — 2500, суперкомпьютеров — 1700, а цветных телевизоров — лишь 16, грузовых судов — 1 —1,5%. Всякие же попытки стран, не принадлежащих к «золотому миллиарду», потеснить ТНК в наиболее прибыльных сферах, или выйти за «дозволенные» пределы жестко контролируются и пресекаются. С этой целью применяются самые разные методы, в том числе — игра на понижение курсов их валют, полный или частичный обвал фондовых рынков, что особенно эффективно в случаях с открытой экономикой, контролируемой международными валютно-финансовыми центрами.
«Семерка», ставшая с «послушной» Россией «восьмеркой», через МВФ, Всемирный банк и ВТО, где страны ОЭСР обладают большинством голосов, проводили все 90-е годы курс гегемонизма-глобализма, вызывая справедливое и все более нарастающее возмущение антиглобалистов, которые сопровождали все последние форумы названых организаций массовыми акциями протеста. Более того, США и их союзники после распада СССР предприняли атаку на ООН и ее органы под лозунгом борьбы с «отжившими институтами холодной войны», ибо структуры ООН в большей мере, чем это было бы выгодно развитым странам, отстаивают интересы отсталых государств и принципы гармонизации международных отношений. Дело дошло до фактического саботажа ООН в форме отказа США вносить часть полагающихся с них взносов в фонды этой организации.
Финансовая и военная активность США развивалась на фоне ухудшения уровня жизни во многих развивающихся странах. Если в начале 70-х годов во всем мире от голода страдали 400 млн чел., а в 80-х годах — 500 млн, то в 90-е годы — более 700 млн чел. Хотя за 90-е годы доля бедных (меньше 2 дол. дохода в день) сократилась с 60% до 56% в населении отсталых стран, тем не менее их общая численность возросла с 2,5 млрд до 2,8 млрд чел.
665
В СНГ за эти годы повысилась как численность бедных, так и их доля в населении. Достаточно сказать, что среднемесячная зарплата составила в 1999 и 2000 гг. соответственно (в дол. США): в Казахстане — 91 и 94, в России — 62 и 81, в Белоруссии — 71 и 74, в Азербайджане — 45 и 46, в Украине — 43 и 42, в Армении — 38 и 39, в Молдавии — 29 и 33, в Кыргызстане — 27 и 25, в Таджикистане — 9,4 и 8,7. Если приведенные цифры по среднемесячной зарплате разделить на 30 (число дней в месяце), то грань, отделяющая бедных от небедных (2 дол. в день по расчетам ООН), окажется для многих жителей бывших республик СССР недостижимой, тем более что в среднюю зарплату входит оплата труда узкого круга высокооплачиваемых категорий работников (чиновников, менеджеров и их ближайшего окружения), а пенсии и другие доходы еще ниже зарплаты.
Таким образом, такая глобальная проблема современного человечества, как задача преодоления массовой бедности прямо столкнулась с глобализацией-либерализацией по-американски. Поэтому, нечего удивляться росту не только антиглобалистских, но и антиамериканских настроений в «третьем мире» и в СНГ. Вряд ли многие настроены против глобализации как процесса интернационализации и интеграции, поскольку он объективен и ему могут противодействовать лишь крайне националистические силы; однако сопротивление вызывает и будет нарастающе вызывать империалистическая глобализация, подавляющая чаяния большинства. Причем, по мере ужесточения имперских амбиций это сопротивление будет прибегать ко все более радикальным методам, в том числе к террору; а последний, если и не найдет сочувствия в общественном мнении бедных, то не получит в нем и энергичного отторжения, как это наблюдалось после 11 сентября 2001 г.
Это крайне затруднит решение такой обострившейся глобальной проблемы, какой стала борьба с терроризмом. Бомбежками Афганистана или Палестины его не одолеть. К тому же при чисто силовом и финансовом арсенале «борцов» с терроризмом они сами оказываются террористами, приносящими гораздо больше жертв, опираясь на государственный милитаризм и, тем самым, усиливая последний.
К тому же, непосредственно вооруженной борьбе с терроризмом почти неизбежно сопутствует усиление старых и возникновение новых поводов для ускорения гонки вооружений, которая может приостановить процесс ограничения милитаризации, проводившийся в годы так называемой холодной войны, в чем важную и даже определяющую позитивную роль сыграли СССР и другие соцстраны. Инициативная миссия СССР в деле разоружения подтвердилась (между прочим) и тем, что после его развала и роспуска Варшавского договора США не только не сократили, но даже увеличили расходы на оборону, а НАТО не просто не был распущен, но напротив, начал расширяться на Восток, демонстрируя бесцеремонное вмешательство во внутренние дела славянских и арабских государств, в том числе используя военные акции против народов и законных властей, порождая ненависть к Западу у все больших слоев населения Земли.
Демилитаризация позволяет одновременно найти источники средств для повышения занятости и борьбы с массовой безработицей. Исследования, проведенные в Великобритании, США и ФРГ, показали, что создание одного рабочего места в ВПК требует в 4 раза больше капиталовложений, чем в гражданских отраслях. По данным бюджетного бюро конгресса США, каждые 10 млрд дол., израсходованные на военные нужды, создают на 40 тыс. рабочих мест меньше, чем если бы они были направлены на мирное производство. По сведениям ООН, не более 1/5 исследований в военной науке во всех странах было использовано в мирных целях; занято же ими около 40% ученых и инженеров. Средств, расходовавшихся в начале 80-х годов на вооружение только в течение одного года, было бы достаточно для
666
орошения 150 млн га земли, использование которых могло бы прокормить 1 млрд чел. Этих средств хватило бы для строительства 100 млн квартир на 500 млн чел. или для сооружения и оснащения всем необходимым 1 млн школ, где могли бы обучаться около 650 млн детей. Для того чтобы покончить во всем мире с голодом, наиболее опасными болезнями, неграмотностью, достаточно суммы, равной 8 — 10% объема современных военных расходов.
Следовательно, если мы не только на словах хотим, чтобы глобализация стала благом, а не злом, т. е. приводила не к обогащению немногих (олигархии «золотого миллиарда») за счет большинства, но к преодолению массового недоедания, нищеты и бедности, то необходимо коренным образом изменить характер данного процесса, освободив его от неоколониальных черт путем реальной социализации самого хода интернационализации и интеграции стран мира. Данная метаморфоза выгодна для всех народов и государств, в том числе развитых, с точки зрения их долгосрочных (не сиюминутных) интересов. Ведь лишь в таком случае будут заложены основы международного доверия, без которого невозможны ни выравнивание уровней развития, ни борьба с терроризмом, ни разоружение, ни преодоление нищеты.
Превращение глобализации по-американски в социальную глобализацию требует решения такой общемировой проблемы, как реформирование главных межгосударственных институтов. В первую очередь речь идет о преобразовании МВФ и Всемирного банка из «акционерных обществ», где контрольный пакет принадлежит развитым странам, в структуры с более равноправным распределением голосов участников. Разумеется, актуальной задачей стала необходимость создания новой системы международной безопасности, включающей процесс ликвидации замкнутых военно-политических блоков, например НАТО. И, конечно, нужно реформировать ООН посредством ее превращения в полномочный форум разрешения основных коллизий современности, в частности экологической проблемы.
Многие исследователи полагают, что нынешний кризис экологии является вторым кризисом цивилизации и может быть сравним по значению лишь с кризисом на рубеже палеолита и неолита. При теперешнем потреблении природных ресурсов через 100 лет на земле сможет прожить в 3 раза меньше населения, нежели живет ныне (6 млрд чел.). По оценкам ЮНЕСКО, чтобы человечество вписывалось в естественные циклы биосферы, оно должно сократиться в (0 раз, либо в (0 раз сократить свое нынешнее потребление. Развитые страны направляют на экологию 0,8—1,7% своего ВВП, хотя ежегодно причиняемый ущерб окружающей среде составляет 4 — 6% ВВП, восполняя тем самым лишь 1/4 исчисляемого в деньгах урона (в лучшем случае). Ежегодно в Мировой океан сбрасывается 20 млрд т вредных веществ. Добыча минеральных ресурсов за последние 100 лет увеличилась в 30 раз. Недопустимо, как это делается сегодня, тратить на производство 1 пищевой калории 10 калорий энергетических. Ситуация осложняется тем, что эрозия почвы в ближайшие 25 лет приведет к падению мирового производства на 20%, а запасы нефти, газа и урана будут практически исчерпаны к 2100 г. Поэтому экологическую проблему многие рассматривают в качестве главной проблемы XXI в., от решения которой зависит жизнь или смерть человечества, хотя само ее решение детерминируется достижением успехов в преодолении всех других преград на пути его прогресса.
Но, к сожалению, кроме проблем экологии существуют и другие негативные факторы, с которыми человечеству необходимо бороться. Один из них - это чрезмерное развитие теневой деятельности, в особенности, так называемой черной экономики. По оценкам ЦРУ США, ежегодный оборот средств в наркосреде составля-
667
ет 100 — 300 млрд дол., торговли «живым товаром» — 7 млрд, угона автомобилей — 9 млрд, коррупции — 500 млрд дол. (1% мировой экономики). В СНГ теневой бизнес (не только «серый», но и «черный») получил гипертрофированное распространение: например, в Украине в «тени» производится до 60% ВВП.
Отсюда ясно, что ослабление техногенного давления человечества на матушку природу предполагает также оптимальное разрешение противоречий: между экономией ресурсов посредством внедрения достижений НТП, к чему стимулирует рынок, с одной стороны, и чрезмерным потребительством рыночного человека, которому мода и реклама часто навязывают то, в чем он не нуждается, — с другой; между материальным благосостоянием, которое дает людям социально ориентированная рыночная экономика и которое является базой их культурного совершенствования, и бездуховностью меркантильного индивида, нередко попирающего мораль ради выгоды; между свободой реализации задатков каждого в его стремлении к общечеловеческим ценностям и социальной потребностью ограничения частного, группового, классового и национального эгоизма; между развитием творчества полноценной личности и необходимостью сдерживания «злых гениев». Хотя данные противоречия являются общесоциальными, внести вклад в отыскание адекватных форм их осуществления и разрешения должны экономическая наука и процесс ее изучения.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы