logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.3. Неценовые факторы спроса

К неценовым факторам спроса принадлежат все обстоятельства, которые из­меняют его, но которые не связаны с ценой на объект спроса. Если воздействия цены на величину спроса иллюстрируется движением по кривой спроса (вниз вправо, когда цена падает, и вверх влево, когда растет, рис. 4.1), то влияние неценовых факторов на спрос демонстрируется смещением самой кривой спроса от СС к СС^ в случае повышающего давления ценового фактора на спрос, и, наоборот, от СС к СС2 в случае понижающего давления на него неценового фактора (рис. 4.2). Како­вы же основные неценовые факторы?

  1. Изменение самих потребностей и вкусов потребителей. Потребности — это содержание спроса в натуре, в то время как платежеспособность носителя этих потребностей — ограничивающая форма спроса, детерминирующая его объем и структуру размером платежных средств и их динамикой. Понятно, что при изменении величины и состава потребностей может соответственно поменяться и спрос. Одни потребности могут уменьшаться или совсем исчезать, а другие увели­чиваться. Также появляются новые потребности, обусловленные возникновением новых благ и способов удоволетворения прежних запросов.

  2. Изменение численности потребителей. Увеличение или уменьшение числа носителей одной и той же потребности может привести к адекватным сдвигам в совокупном спросе. Например, увеличение рождаемости вызывает дополнитель­ный спрос на все продукты, необходимые для детей и матерей, сокращение — снижает спрос на них.

79

Рис. 4.2. Смещение кривой спроса под воздействием неценовых факторов

  1. Изменение денежных доходов. Повышение или понижение доходов различ­ных субъектов соответствующим образом меняет их покупательную способность, т. е. потенциал их спроса на те объекты производственного или потребительского назначения, в которых они нуждаются. Так, изменение зарплаты, прибыли, ренты, процентных доходов, дивидендов при прочих равных условиях может привести к определенным сдвигам в спросе их получателей. В 90-е годы в СНГ доходы подав­ляющей части населения резко снизились, что подорвало внутренний совокупный спрос.

  2. Расширение или сужение кредита. Изменение объемов ссуд сопровождает­ся адекватной модификацией спроса, ибо дополняет собственные платежные сред­ства заемными. Получив на известных условиях ссуду, заемщик использует ее для приобретения того, в чем он испытывает потребность. Это расширяет спрос, так как заемные ресурсы — это временно свободные средства тех, кто в данный период не находит им более приемлемого для себя использования, кроме передачи в ссуду заемщикам. Снижение размера кредита означает, что приемлемость заимствования сокращается для владельцев временно свободных средств, хотя это не всегда сви­детельствует о том, что они нашли им применение в качестве средства платежа. Например, чрезмерно низкая ставка процента может вызвать уменьшение сбереже­ний в виде вкладов в кредитные учреждения и покупки заемных бумаг, но к известному возрастанию сбережений в наличной форме у себя дома, поскольку они не желают или не могут по каким-либо причинам задействовать их в каче­стве покупательного средства. В СНГ в 90-е годы резко сократились объемы кредита из-за прежде всего высоких ставок процента, сдерживающих заинтересо­ванность заемщиков, и подрыва доверия потенциальных вкладчиков к финансо­вым структурам в связи с мошенничеством многих из них и их частым банкрот­ством.

  3. Изменение цен на сопряженные продукты. Хотя мы говорим о неценовых факторах спроса, но в качестве таковых могут выступать и сдвиги в ценах, если иметь в виду цены не на тот товар, о спросе на который идет речь, а цены на любой другой объект. Говоря об изменении цен на сопряженные товары, рассматривают два варианта:

80

а) изменение цен на товары-субституты (заменители). Когда определенная пара объектов купли-продажи состоит из взаимозаменяемых товаров (например, сливочное масло и маргарин, пальто и куртка, сапоги и др.), тогда между изменением цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует прямая зависимость. К примеру, если цена на куртки поднялась, то при прочих равных условиях воз­ растает спрос на такой их заменитель, как пальто и, наоборот, при снижении цены на куртки спрос на пальто уменьшится при неизменности других обстоятельств;

б) изменение цен на взаимодополняющие продукты. Определенные товары являются взаимодополняющими в том смысле, что использование одного вызыва­ ет применение другого (например, увеличение покупок автомобилей влечет к воз­ растанию спроса на бензин, машинное масло, автозапчасти, услуги автосервиса). При этом когда два товара являются взаимодополняющими, тогда между измене­ нием цены на один из них и сдвигом в спросе на другой существует обратная связь. Так, если наблюдается существенный подъем цен на горюче-смазочные мате­ риалы, то он может при прочих равных условиях вызвать не только сокращение поездок и соответственно спроса на автозапчасти и автосервис, но и уменьшение покупок новых автомобилей, и наоборот.

Разумеется, зависимости между динамикой цен и сдвигами в спросе на сопря­женные продукты реализуются при достаточно заметных изменениях в ценах и при неизменности всех остальных обстоятельств, ибо несущественные перемены в ценообразовании могут не сыграть никакой роли. Кроме того, нельзя думать, что все товары являются сопряженными: взаимозаменяемыми или взаимодополняющими.

6. Изменение потребительских ожиданий. Потребители имеют определенные прогнозы будущего состояния рынка. Если эти прогнозы преобладают в ожидани­ях многих покупателей, то они могут детерминировать не только поведение от­дельного из них, но и динамику совокупного спроса.

Потребительские ожидания касаются прежде всего трех моментов:

а ) изменения наличия товаров — объекты купли-продажи могут быть на рынке в избытке, в достаточном количестве или в дефиците. Если покупатели ожидают, что в будущем товаров будет достаточно, то сегодня они покупают их в обыч­ных объемах; будет в избытке — они могут покупать даже меньше обычного; будет нехватка — они станут покупать впрок, т. е. больше обычного, чтобы гаран­тировать свое потребление дефицита в будущем;

б) изменения цен, когда потребители думают о будущем, то интересуются, как будут вести себя цены на интересующие их продукты: стабильно, с тенденцией к повышению или понижению. Если они ожидают, что цены в будущем останутся прежними, то это вряд ли изменит их нормальный спрос; вырастут — они купят их в повышенном количестве, чтобы завтра не переплачивать; снизятся — они сегодня приобретут их меньше обычного, дабы завтра купить дешевле;

в) изменения денежных доходов. Прогнозируя будущее, потребители делают предположения и относительно того, как будут вести себя их доходы: стабильно, в сторону повышения или понижения. Если они ожидают, что в будущем их номи­ нальные доходы останутся теми же, то вряд ли изменят покупки; поднимутся — они смогут позволить себе сегодня большие покупки, чем ранее; снизятся — станут уже сегодня меньше приобретать, чтобы экономить, хотя далеко не все и не всегда.

Многие люди вообще живут только текущим днем, полагая (часто правомер­но), что в своих прогнозах можно ошибиться. В целом же неценовые факторы, также как и цены, способны сильно воздействовать на спрос. Степень этого влия­ния выражается в эластичности [от лат. elastikos — гибкий, упругий] спроса.

6 — 3-1452

81