logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии

Свободной конкуренции присуща объективная тенденция перерастания в мо­нополию, если этому активно не противодействовать. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что капитализм свободной конкуренции превратился в конце XIX — начале XX вв. в так называемый монополистический капитализм, капита­лизм эпохи господства монополий. Такое превращение было возможно лишь в условиях достаточно высокой концентрации производства и капитала, достигну­той в указанный период исторического развития передовыми в экономическом отношении странами. В 1909 г., например, в США 1,1% всего количества предприя­тий сосредотачивали 30,5% рабочей силы и 43,8% объема промышленного про­изводства. Столь высокая степень концентрации производства того периода, ха­рактерная и для других стран, обусловлена следующим:

  1. Научно-техническим прогрессом, который подвел промышленное производ­ство в конце XIX в. к необходимости внедрения технологий, требовавших только весьма значительных вложений капитала (в железнодорожном строительстве, су­достроении, автомобилестроении, металлургии с применением мартенов, блюмин­гов, слябингов и др.).

  2. Развитием кредита, позволившим в значительно большей мере, чем ранее, дополнить собственный капитал займами, средства для которых мобилизовала раз­ветвленная к тому времени банковская система и которые более охотно предо­ставлялись крупным предприятиям и под крупные проекты.

  3. Стремительным распространением акционерной формы капитала, обеспечив­шим ускорение процесса централизации многих небольших индивидуальных ка­питалов в руках учредителей корпораций посредством размещения их акций, в результате чего формировались финансовые источники для вложения в масштаб­ные производственные объекты.

Крупные фирмы, выделяясь в ходе конкурентной борьбы из множества мелких и средних (особенно быстро в отраслях производства продуктов массового спро­са), оказывались перед дилеммой:

или продолжать между собой изнурительную конкурентную борьбу в свобод­ной форме, из которой вытекала опасность банкротства некоторых из них с разру­шительными последствиями, учитывая их масштабы и экономическую значимость;

или, напротив, достигнуть того или иного соглашения между собой (монополис­тический союз), во-первых, чтобы предохранить себя от потрясений, а во-вторых, чтобы упрочить свои позиции и извлечь монопольную прибыль за счет дележа источников ресурсов и рынка сбыта, установления квот производства и продаж, согласования цен на ресурсы и готовую продукцию и т. д.

Для большинства фирм и их владельцев второй вариант оказался предпочти­тельнее. Поэтому вполне естественно, что на основе концентрации производства во второй половине XIX в. возникают и разрастаются монополистические объедине­ния, расправляющиеся с теми из крупных предприятий своей отрасли, которые по каким-то причинам не вошли ни в один монополистический союз. Для таких союзов характерны такие атрибуты:

а) сосредоточение в своих руках значительной доли производства определен­ ного вида продукции;

б) доминирование на рынке ее сбыта;

в) контроль над источниками ресурсов;

г) возможность в известных пределах диктовать цену на ресурсы и готовую продукцию;

154

д) присвоение монопольной прибыли в результате указанного воздействия на ценообразование.

С начала своего возникновения и вплоть до 20-х годов XX в. преобладала так называемая горизонтальная монополизация, когда олигополии формировались путем объединения фирм одной и той же отрасли. Затем стала усиливаться верти­кальная монополизация, при которой олигополии объединяют также предприятия смежных отраслей, а иногда даже отраслей, не связанных между собой технологи­чески. Это означает диверсификацию [от лат. diversificatioизменение, разнооб­разие] капитала, которая прямо не связана с основной сферой ее деятельности. В результате монополистическое объединение укрепляет свою финансовую устойчи­вость, усиливает концентрацию и централизацию производства. В настоящее время практически все крупнейшие корпорации многоотраслевые.