logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.3. Эластичность предложения

Эластичность предложения — это степень изменчивости объема поставок товара в зависимости от сдвигов в каком-либо из обстоятельств, воздействующих на величину его предложения (от изменения цены или какого-либо из неценовых факторов). Эластичность определяется отдельно по каждому фактору, влияющему на объем предложения, ибо их воздействие может быть не просто различным по силе, но и разновекторным.

85

Количественно эластичность предложения определяется через коэффициент. Коэффициент эластичности представляет собой частное от деления процентного изменения предложения на процентное изменение того фактора, степень воздей­ствия которого на поставки оценивается. Например, если ставка налога на при­быль возросла на 20%, вследствие чего предложение снизилось на 10%, то тогда коэффициент эластичности предложения соответствующего товара равен 0,5 [10% : 20%] (по фактору налогового бремени).

По числовому значению коэффициента различают три степени изменчивости предложения:

  1. когда коэффициент больше единицы, предложение считается эластичным;

  2. если коэффициент меньше единицы — неэластичным;

  3. равен единице — эластичность предложения называют единичной.

Как и при расчете коэффициента эластичности спроса, тут тоже не учитывает­ся направленность изменения в сторону уменьшения или увеличения, т. е. отрица­тельное или положительное значения сдвигов. Учитывается только абсолютный размер изменчивости.

Эластичность предложения может различаться по разным товарам в зависимости от одного и того же фактора, влияющего на его величину. Это обусловлено прежде всего тем, что:

во-первых, степень загрузки производственных мощностей по различным ви­дам продукции может быть неодинаковой, следовательно, возможность большего наращивания поставок окажется (при прочных равных условиях) там, где недо­грузка значительнее;

во-вторых, сроки отдачи реальных капиталовложений в разных отраслях су­щественно дифференцируются. Например, отдача инвестиций во многих производ­ствах легкой промышленности и сферы услуг, не говоря уже о торговле, происхо­дит заметно быстрее, чем в большинстве подотраслей машиностроения, металлур­гии и добывающей промышленности.

Понимание закона предложения и механизма воздействия на объемы поставок неценовых факторов позволяет ориентироваться в переменах, происходящих на рынке. Правда, для того чтобы, базируясь на этом понимании, строить более или менее надежные прогнозы, нужно не только иметь достоверную информацию о воз­можном поведении всех обстоятельств, влияющих на предложение, но и знать, как оно взаимодействует со спросом.