2.1. Методы фискальной политики
Дискретная фискальная политика — это манипулирование налогами и госрасходами в интересах поддержания занятости, контроля над инфляцией и содействия экономическому росту. Ее фундаментальная цель состоит в ограничении циклических колебаний капиталистической экономики. Соответственно дискретный характер фискальной политики заключается в том, что она должна быть не просто разной, но и противоположной на фазах, с одной стороны, кризиса перепроизводства, а с другой — инфляционного экономического подъема.
1. В условиях спада фискальная политика должна быть стимулирующей. Она может предполагать:
а) увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов и трансфертов для расширения спроса;
б) снижение налогов ради поощрения частного бизнеса и уменьшения налого вых утечек совокупного спроса.
Следовательно, если до этого имел место сбалансированный бюджет, то фискальная политика на фазе спада ведет к бюджетному дефициту, так как расходная часть бюджета увеличивается, а его доходная часть сокращается. При этом стимулирующее воздействие бюджетного дефицита на экономику зависит от методов его покрытия.
Без учета возможностей увеличения бюджетных поступлений и уменьшения бюджетных расходов, а также получения внешних займов существуют два способа покрытия дефицита:
а) за счет выпуска и продажи государственных ценных бумаг, т. е. путем рас ширения внутреннего государственного долга;
б) посредством выпуска новых денег, или денежной эмиссии для финансиро вания госрасходов.
Государственные займы ведут к повышению процентных ставок и ограничению кредита в частном секторе в силу его удорожания, что в известной мере сдерживает стимулирующее влияние бюджетного дефицита. Денежная эмиссия не имеет таких последствий и с этой точки зрения более сильно поощряет экономическую активность. Поэтому кейнсианцы отдают предпочтение данному способу покрытия дефицита. Разумеется, их можно комбинировать, сочетая денежную эмиссию с выпуском государственных ценных бумаг.
2. В условиях экономического подъема, сопровождающегося инфляцией спро са, фискальная политика должна быть сдерживающей. Она может включать:
а) сокращение госрасходов на закупку ресурсов и продуктов и уменьшение трансфертов для ограничения совокупного спроса как причины инфляции;
33*
515
б) повышение налогов в целях торможения деловой активности и увеличения налоговых утечек совокупного спроса.
Результатом такого курса является уменьшение или ликвидация бюджетного дефицита (если он был до этого) и появление или рост положительного сальдо бюджета, т. е. бюджетного излишка. При этом антиинфляционный эффект бюджетного излишка зависит от того, как он будет использоваться.
Выделяются два способа применения бюджетного излишка:
а) погашение госдолга путем выкупа ранее выпущенных долговых бумаг;
б) изъятие из обращения денежной массы, соответствующей бюджетному из лишку.
Погашение госдолга за счет положительного сальдо бюджета означает поступление на рынок соответствующей денежной массы, что вызывает снижение процентных ставок и стимулирует активность бизнеса, а также расширяет платежеспособность населения, в результате чего антиинфляционный эффект частично нейтрализуется. Изъятие из обращения денежной массы, адекватной бюджетному излишку, является более жесткой антиинфляционной мерой. Конечно, эти способы использования положительного сальдо бюджета могут комбинироваться.
Дискретная фискальная политика многовариантна и может осуществляться как в условиях расширения госсектора, так и в условиях его сокращения. Например, стимулирующая фискальная политика может выражаться:
а) только в увеличении госрасходов; причем в одних случаях лишь на закуп ку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — и на закупку, и на трансферты одновременно в разнообразных сочетаниях;
б) только в понижении налогов, причем по-разному как с точки зрения кон кретных видов налогов, так и по степени самого снижения налогового пресса на различные слои населения и сферы бизнеса;
в) в соединении (причем разном) повышения госрасходов с уменьшением на логового бремени.
Антиинфляционная фискальная политика также может проявляться:
а) только в уменьшении госрасходов, причем в одних случаях лишь на закуп ку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — одно временно и на закупку, и на трансферты в разнообразных сочетаниях;
б) только в повышении налогов: как с позиций конкретных видов налогов, так и по степени увеличения налогового пресса на различные слои населения и сфе ры бизнеса;
в) в соединении (причем разном) сокращения госрасходов с повышением на логового бремени.
Следовательно, применение инструментов фискальной политики требует творческого подхода и учета не только фазы цикла, в которой находится национальная экономика или в которую она входит, но и конкретных характеристик ее состояния и исторических условий функционирования в каждый данный момент — внутренних и внешних, в социальном и в политическом контексте. Многое в выборе конкретных методов фискальной политики детерминируется идеологией власть предержащих. Когда они (их электорат в гражданском обществе) ориентированы на сокращение госсектора, тогда в условиях спада акцент делается на уменьшение налогов, а в условиях инфляционного бума — на снижение госрасходов. Но коль скоро они, наоборот, ратуют за расширение госсектора, то в условиях спада делается ставка на увеличение госрасходов, а в условиях инфляции спроса — на повышение налогов.
516
Нередко в национальной экономике государственные расходы и налоги одновременно изменяются на одинаковую величину. Экономисты называют бюджет, в котором госрасходы и налоги одновременно возрастают или уменьшаются на одинаковую величину, сбалансированным бюджетом.
Мультипликатор сбалансированного бюджета предусматривает не ликвидацию бюджетных дефицитов или профицитов, а только сохранение равенства изменений в доходах и расходах госбюджета. При этом нужно иметь ввиду, что изменение госрасходов весомее воздействует на совокупный спрос, нежели равновеликое изменение налогов. Госрасходы оказывают прямое влияние на совокупный спрос, тогда как изменение налогов воздействует на него опосредовано: через сдвиг в располагаемом доходе и, следовательно, в потреблении.
Например, если происходит одновременное сокращение госзакупок на 10 млрд ед. и на ту же величину налогов, то при предельной склонности к потреблению (ПСП) в 0,8 (как мы допускаем в этом примере) экономическая реакция окажется следующей. Мультипликатор госрасходов равняется 5 (1 : (1 - 0,8)), т. е. они сократят спрос на 50 млрд (10 млрд -5). При том же мультипликаторе снижение налогов вызовет возрастание совокупного спроса на 40 млрд, ибо увеличение располагаемого дохода в части его потенциала потребительских расходов в связи с сокращением налогов на 10 млрд составит лишь 8 млрд (предельная склонность к сбережению равна единице минус предельная склонность к потреблению, т. е. в нашем примере (1 - 0,8), а значит, мультипликатор следует умножать не на сумму сокращения налогов, но на ту их часть, которая пойдет на потребление (8 млрд • 5), в результате чего получаем рост совокупного спроса на 40 млрд вследствие уменьшения налогов на 10 млрд.
Таким образом, конечное сокращение равновесного ВВП в данном примере составит 10 млрд (40 - 50). Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Это положение верно для любых значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению (разумеется, в чистом виде: при прочих равных условиях).
В СНГ, особенно во второй половине 90-х годов, когда платежный кризис и спад достигли катастрофической глубины, проводилась не стимулирующая (как нужно было бы ожидать с позиций кейнсианства и вообще здравого смысла), а сдерживающая политика, что выразилось в резком сокращении по всем направлениям госрасходов, с одной стороны, и в чрезмерном (по мнению предпринимателей) налоговом бремени. Это означает, что власть имущие или демонстрируют полнейшую некомпетентность, или (что более вероятно) реализуют антинациональный экономический курс в угоду олигархии дальнего зарубежья и компрадорской буржуазии. Выход СНГ из экономического коллапса мыслим, с кейнсианской точки зрения, только на путях стимулирующей фискальной политики, а также ужесточения госрегулирования для наведения элементарного правопорядка и устранения инфляции издержек, разворачивающейся с попустительства властей в условиях искусственного перепроизводства.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы