§ 2. Принципы внутрифирменного управления
Экономические интересы собственников, управляющих и работников фирмы во многом совпадают, ибо от конкурентоспособности предприятия зависят доходы всех этих субъектов. Но они не тождественны друг другу, вследствие чего между ними могут возникать антагонизмы. Поэтому искусство менеджмента обязательно включает в себя умение наладить гибкое взаимодействие и с владельцами фирмы, и с ее наемным персоналом. В большинстве мелких и средних компаний собственники сами одновременно выступают в качестве менеджеров. Следовательно, главное заключается в установлении взаимовыгодных отношений и взаимопонимания
456
между владельцами и наемными работниками. Эти отношения регулируются и индивидуальными контрактами (соглашениями, договорами), которыми определяются условия найма отдельных работников, и коллективными договорами, где данные условия трансформируются с позиций всего трудового коллектива или профсоюза, и, наконец, законодательством. Менеджмент не может не учитывать эту регламентацию. Но он не может игнорировать и присущих самой управленческой деятельности принципов и норм.
По мнению западных специалистов, ключ к успешной деятельности предприятия — это прежде всего соблюдение и постоянное обеспечение определенной логики в организации управления предприятием. Эта логическая цепь характеризуется следующими причинно-следственными связями:
Как видим, западные специалисты полагают, что ключевым моментом эффективной работы предприятия являются умелые, продуманные действия его руководителей. Квалифицированное руководство позволяет направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действия, способствующую успешной работе. В итоге производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Следствием соблюдения логики менеджмента в трех первых элементах цепи выступает получение желаемого конечного результата. Тем самым успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.
В западном менеджменте принято различать:
а) техническую деятельность по созданию и освоению, применению в производ стве прогрессивных видов материалов, техники, технологий в определенных отраслях;
б) управленческую деятельность по организации, координации действий; обес печение упорядоченности и согласованности производственных процессов.
В технической деятельности решающее значение имеют изобретательность, научные и технические знания, инженерный опыт специалиста. Здесь успех может быть достигнут за счет собственных усилий одного талантливого изобретателя, способного проектанта. Главное в этом виде деятельности — умение «родить» техническую идею. Задача менеджмента — искать способных людей и обеспечивать им творческие условия работы.
В управленческой деятельности успех достигается в основном умением получать результат за счет усилий подчиненных. Суть искусства руководителя не в том, чтобы все делать самому, а в том, чтобы суметь организовать и направить действия других. Конечный результат по управлению — совокупный эффект скоординированной деятельности многих. Задача менеджера — применять эффективные методы согласования действий и усилий многих людей.
Заместитель директора французской Ассоциации по консультированию и оказанию помощи в развитии Даниель Болленже, характеризуя управленческую деятельность в рамках фирмы, выделяет 10 золотых правил для руководителя.
457
Уметь определять важность, очередность и последовательность выполнения задач.
Не поручать другим решение наиболее существенных, «судьбоносных», вопросов, от которых зависит будущее предприятия и организации.
Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности и расхлябанности.
Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда «промедление смерти подобно».
Быть полностью информированным по тем вопросам и проблемам, которые входят в компетенцию руководителя, т. е. по которым приходится принимать решения.
Не заниматься второстепенными делами, которые можно и нужно доверять исполнителям.
Действовать только в рамках возможного и реального, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.
Уметь проигрывать в ситуациях, когда проигрыш неизбежен.
Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях.
10. Находить удовольствие в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовлетворение.
В первой половине XX в., когда господствовала система массового производства, на внутрифирменном уровне отношения между работодателем и наемными работниками в капиталистических странах складывались в виде режима так называемого фордизма-тейлоризма. Он представляет собой систему организации поточно-массового производства, основанную на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов. Система впервые введена на автозаводах Г. Форда в первой четверти XX в. Методы фордизма позволяют предпринимателям повышать производительность труда за счет его предельной интенсификации.
Тейлоризм непосредственно дополняет систему организации Г. Форда. Он получил название по имени американского инженера Ф.У. Тейлора, разработавшего систему организации производства, цель которой — получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда за счет его глубокого разделения, рационализации трудовых движений. В.И. Ленин назвал тейлоризм научной системой выжимания пота и в то же время подчеркивал важность заимствования всего прогрессивного, что содержит тейлоризм. Попытка применения фордизма-тейлоризма была предпринята в рамках казенной системы.
Но еще до Второй мировой войны зародилась и стала все более широко применяться иная система внутрифирменных отношений между наемными работниками и работодателями, которая получила название системы человеческих отношений. Ее основателем стал американский психолог и социолог Е. Мейо. Суть его теории такова: продуктивность человеческого труда в итоге решает совсем не машина, а человеческая психология. Отсюда вывод: хороший предприниматель никогда не должен быть только формальным руководителем своего наемного работника, а в полном понимании быть его опекуном, для которого не безразлична личная жизнь подчиненного (его домашние условия, семейная обстановка), потому что в результате все эти факторы влияют на продуктивность человеческого труда.
Таким образом, система человеческих отношений, отнюдь не отрицая значимости рациональной организации труда, трудовой дисциплины и гибкой системы материального стимулирования, к чему сводится фордизм-тейлоризм, в то же время делает ставку также на моральные и творческие стимулы. При этом мобилизация последних строится на учете психологии человека и индивидуальном подходе к каждому наемному работнику.
458
Описывая систему человеческих отношений, которая пришла на смену так называемому фордизму-тейлоризму, один из последователей Е. Мейо, В. И. Терещенко перечисляет ряд качеств менеджера, способствующих созданию благоприятного психологического климата внутри фирмы и, следовательно, ее эффективному управлению:
быть всегда управляющим, а не погонщиком;
обладать уверенностью в себе, не переходящей в зазнайство;
быть позитивным критиком своих подчиненных, т. е. указывать способы исправления ошибок и просчетов;
уметь заинтересовывать и показывать, т. е. учитывать психологические особенности личности;
уметь ценить время своих подчиненных;
вежливо, доброжелательно относиться к своим подчиненным;
уметь говорить и молчать, т. е. коротко и четко выражать свои распоряжения и внимательно выслушивать мнение подчиненных;
обладать чувством юмора, умением посмеяться, оценить удачную шутку, иногда над самим собой;
интересоваться и изучать своих подчиненных, поскольку, хотя люди и разные, но все ценят доброжелательное внимание к своей личности, своей семье.
В.И. Терещенко выделяет 5 вопросов, правильные ответы на которые позволяют достаточно эффективно организовать управление делом.
Для чего делается конкретная работа? Ответ обеспечивает целесообразность деятельности на всех стадиях.
Почему данная работа выполняется именно здесь, в этом подразделении? Ответ способствует оптимизации структуры фирмы.
Почему то, что делается, выполняется в какой-то определенный период? Ответ позволяет правильно спланировать этапы деятельности фирмы, ее подразделений и работников.
Почему основную работу исполняет именно этот человек, а не другой? Ответ является предпосылкой для эффективного материального и морального стимулирования конкретных работников.
Почему это делается так, а не иначе? Ответ обеспечивает климат постоянного поиска в области технологических усовершенствований.
Наибольшая отдача от применения данных принципов и норм управленческих отношений достижима, с одной стороны, в условиях законодательно закрепленных широких полномочий трудовых коллективов, а с другой — при твердом единоначалии в деле претворения в жизнь совместно подготовленных и принятых решений и программ. Разумеется, в каждой фирме формы разрешения диалектического противоречия между самоуправлением коллектива и единоначалием менеджмента складываются достаточно специфично. Однако учет обеих этих сторон управленческих отношений в оптимальном их сочетании применительно к особенностям конкретной фирмы является обязательным для выработки адекватной стратегии ее рыночного поведения и осуществления выбранной стратегии.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы