logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.1. Закон спроса

В экономике принято характеризовать спрос прежде всего в зависимости от динамики цены соответствующего товара. Это оправдано тем, что цена объекта существенно влияет на спрос на него, также как и спрос воздействует на цену. Мы пока ведем речь о детерминации спроса ценой.

Очевидно, что между спросом на товар и его ценой существует обратная связь: чем выше цена, тем меньше спрос, а чем ниже цена, тем больше спрос (естественно, при прочих равных условиях). Эта обратная зависимость в экономике называется законом спроса. Он объясняется следующими обстоятельствами:

  1. Простым здравым смыслом. Покупатель всегда стремится приобретать лю­бой товар подешевле (при прочих равных условиях). Иначе выгодность покупки будет неоптимальной.

  2. Действием закона убывающей предельной полезности (закона Госсена). Он состоит в том, что потребление каждой дополнительной (предельной) единицы

1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. — С. 61.

77

любого продукта приносит все меньшее удовлетворение, которое может даже полу­чить отрицательное значение при пресыщении, т. е. может из пользы превратиться во вред. Этот закон касается всех благ. Например, человек, перепивший самой эко­логически чистой воды, переевший самой полезной и вкусной пищи, переутомив­шийся от чтения самых интересных книг или просмотра телепередач и др., уже не только не получает пользы от них в максимальном объеме первоначального по­требления, но и может нанести физиологический или психологический ущерб своему организму. Таким образом, предельная (дополнительная) полезность как одна из категорий маржинализма снижается по мере потребления каждой добавоч­ной единицы продукта. Это обусловливает снижение экономической целесообраз­ности дополнительных покупок данного продукта. Только снижение цены на него может несколько нейтрализовать действие закона убывающей предельной полез­ности, причем лишь в смысле расходов на приобретение.

  1. Эффектом дохода. Он заключается в наличии обратной зависимости меж­ду изменением цен и покупательной способностью фиксированных денежных до­ходов, вследствие чего субъект вынужден меньше приобретать товар, когда цены на него растут, и наоборот.

  2. Эффектом замещения. Он состоит в стремлении людей покупать вместо относительно дорогих продуктов их товары-субституты [от лат. substitutus — под­ставленный], если они дешевле и приносят тот же полезный результат. Например, вместо сливочного масла лица с низкими доходами часто покупают маргарин и др. Эффект замещения, при прочих равных условиях переключает спрос на срав­нительно более дешевые продукты-заменители.