logo
Bytyk_Ekonom_teor

3.2. Определение количества денег

Выше отмечалось, что декретные деньги не имеют внутренней стоимости. Их покупательная способность определяется соотношением спроса и предложения по поводу денег. Предложение декретных денег регулируется государством посредством кредитно-денежной политики центрального банка, о методах которой речь пойдет в третьей части курса. Тут лишь заметим, что для стабильности покупательной спо­собности декретных денег их предложение должно соответствовать спросу на них.

Общий же спрос на деньги складывается из двух компонентов:

  1. спроса на них для осуществления сделок (для товарного обращения и платежа);

  1. спроса на них для сбережения богатства в непосредственно ликвидной фор­ме (спроса на деньги как актив).

Строго говоря, закон денежного обращения определяет количество денег, необ­ходимых именно для сделок, т. е. для товарного обращения и платежа он имеет две разновидности:

  1. закон денежного обращения применительно к наличным деньгам (МО);

  1. закон денежного обращения применительно к наличным и безналичным деньгам (Ml).

Охарактеризуем их. Л

Количество наличных денег, необходимых для товарного обращения и плате­жа (МО), зависит от:

  1. суммы цен товаров, предъявленных к продаже в данном периоде (Т);

  2. суммы цен товаров, проданных в кредит в данном периоде (К);

  3. суммы платежей, срок которых наступил в данном периоде (П);

  4. суммы платежей, которые осуществлены посредством безналичных денег в данном периоде (Пб);

1 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. — С. 268. 112

5) количества оборотов одноименной наличной денежной единицы за данный период, т. е. средней скорости ее оборота (СО).

В соответствии с приведенными факторами закон денежного обращения при­менительно к наличным деньгам может быть представлен следующей формулой:

Закон фиксирует потребность обращения в наличных деньгах. Из этой потреб­ности по данной формуле вычитаются сумма цен товаров, проданных в кредит, и сумма платежей, осуществляемых в безналичной форме. Ведь для них наличные деньги не нужны для обращения товаров в данном периоде. Кроме того, потреб­ность в наличных деньгах сокращается, если скорость оборота денежной единицы возрастает. Таким образом, эти три фактора влияют на количество денег, необхо­димых для обращения, обратно пропорционально. Два других фактора (сумма цен товаров, представленных к обмену, и сумма платежей, срок которых наступил) воздействуют на него прямо пропорционально.

Для денежного агрегата Ml закон денежного обращения модифицируется в том смысле, что он определяет количество не только наличных, но и безналичных денег, необходимых для товарного обращения и платежа. Поэтому, с одной сторо­ны, в числителе приведенной формулы не нужно вычитать сумму платежей, осуще­ствляемых в безналичной форме Пб. Следовательно, на данную величину возраста­ет числитель и соответственно увеличивается результат. С другой стороны, в зна­менателе находится средняя скорость оборота одноименной наличной и безналич­ной денежной единицы С\. Закон денежного обращения применительно к налич­ным и безналичным деньгам выражается следующей формулой:

Зная, какое количество денег (МО или МІ) уже находится в обращении, а также имея достоверные прогнозы относительно того, какой будет динамика Т, К, П, Пб и СО или С1, можно определить, что следует предпринимать для регулирования де­нежного предложения. Если при товарных деньгах (золотых или серебряных) закон денежного обращения действовал в значительной мере автоматически (золотые или серебряные деньги в случае их излишка для обращения уходили в сбережения, а в случае дополнительного спроса на них — обратно поступали в обращение), то декретные деньги требуют эффективного регулирования их предложения, иначе происходят сбои в денежном обращении, приводящие к инфляции или дефляции.

Характеристика инфляционного процесса будет дана в следующей главе.

Здесь же следует еще заметить, что для налаживания нормального денежного обращения иногда приходится прибегать к реформам. Е.Ф. Борисов выделяет сле­дующие главные разновидности денежных реформ1:

  1. переход от одного денежного товара к другому (например, замена медных денег серебряными, а последних — золотыми);

  2. образование новой денежной системы в связи с государственным пере­устройством (так поступали многие страны, добившиеся политической самостоя­тельности, в том числе после развала СССР);

  3. замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных (на золото) денежных знаков разменными;

1 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юристь, 2001. — С. 445. 8 — 3-1452 113

  1. изменения в системе эмиссии денег (например, в 1913 г. в США право выпус­кать банкноты получили 12 федеральных резервных банков);

  2. стабилизация или упорядочение денежного обращения, которое может осу­ществляться следующими основными методами:

а) дефляция [от лат. deflatioсдувание] — уменьшение денежной массы посредством изъятия из обращения излишних бумажных денег;

б) нуллификация [от лат. nullusникакой] — изменение нарицательной стоимости денежных знаков и выпуск бумажных денег в меньшем количестве;

в) деноминация [от лат. nominatio — наименование] — изменение нарица­ тельной стоимости денежных знаков и их обмен по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы (одновременно в таком же отношении пересчитываются цены, зарплата и т. д.);

г) девальвация [от лат. valeo — имею значение, стою] — уменьшение метал­ лического содержания денежной единицы или снижение курса бумажных знаков по отношению к металлу или к инвалюте;

д) ревалоризация, или реставрация [от лат. restauratio — восстановление], — повышение металлического содержания денежной единицы или повышение курса бумажных знаков по отношению к металлу или к инвалюте.

Денежные реформы определенным образом модифицируют денежную систему. Она представляет собой способ организации денежного обращения, который сло­жился исторически в данной стране и закреплен законом. В современных усло­виях денежная система включает:

114