logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев

Принадлежность того или иного домохозяйства к определенному социально­му слою выражается в том, чем оно владеет, каковы источники его доходов, какой уровень и образ жизни характерен для его членов. Уровень жизни фиксируется в целом ряде показателей дохода и потребления в расчете на человека. Образ жиз­ни представляет собой устоявшиеся формы бытия, которые выражаются в видах деятельности, интересах и убеждениях конкретных людей. Он воссоздает всесто­ронний портрет человека в его взаимодействии с окружающей природной и соци­альной средой. Образ жизни во многом детерминируется экономической системой и принадлежностью человека к определенному общественному классу.

Американские социологи выделяют в США следующие общественные классы.

1. Высший высший класс (менее 1% населения) — элита общества, происходя­щая из именитых семей и живущая на наследуемое богатство. Они жертвуют

139

деньги на благотворительные цели, владеют более чем одним домом, посылают детей в частные школы, не привыкли выставлять свое богатство на показ, служат референтной [от лат. referensсообщающий] группой для остальных классов. Его представители доминируют на рынке драгоценностей, антиквариата, домов, услуг по организации отдыха и путешествий.

  1. Низший высший класс (около 2% населения) — лица свободных профессий или бизнесмены, получающие высокие доходы в силу своих исключительных спо­собностей. Активны в общественных и гражданских делах, жаждут признания сво­его социального положения, демонстративно тратя средства, стремятся перейти в высший высший класс. Преобладают на рынке дорогих домов, яхт, плавательных бассейнов, автомобилей.

  2. Высший средний класс (12% населения) — делающие карьеру лица сво­бодных профессий, управляющие, бизнесмены. Они проявляют заботу об образо­вании, духовной жизни, культуре и гражданских делах, активны на рынке хоро­ших домов, мебели, одежды и бытовых приборов.

  3. Низший средний класс (30% населения) — служащие, мелкие предприни­матели, инженеры, рабочая аристократия. Озабочены соблюдением норм и правил культуры, созданием себе ореола респектабельности. Рынок товара типа «сделай сам», хозяйственных принадлежностей, одежды строгого стиля.

  4. Высший низший класс (35% населения) — мелкие служащие, квалифици­рованные и полуквалифицированные рабочие. Озабочены проблемами четкого разделения ролей полов, укреплением своего положения в обществе. Рынок спортив­ных товаров, пива, товаров для домашнего хозяйства.

  5. Низший низший класс (20% населения) — неквалифицированные рабочие, лица, живущие на пособия. Рынок пищевых продуктов, телевизоров, подержанных автомобилей.

Как видим, в США высший класс составляет около 3% населения, средний класс — примерно 42%, низший класс — 55%. При этом в низшем классе выделя­ются бедные, к которым относятся домохозяйства, члены которых живут за чертой малообеспеченности.

По официальному определению, в США в 1987 г. человек, получавший в год меньше 5778 дол., жил в бедности, в то время как средний годовой доход амери­канца составлял около 35 тыс. дол. Распределение бедности среди различных расовых и возрастных групп в указанном году представлено в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Распределение бедности в США, 1987 г.*

Группа населения

% живущих в бедности

Все население

13,5

Белые

10,5

Негры

33,1

Испаноязычное население

28,2

Семьи, которые содержатся женщинами

34,3

Дети до 18 лет

20,0

Пожилые люди (от 65 лет и старше)

12,2

См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 2. — С. 284.

140

Если в США уровень жизни весьма высок даже для низшего класса, а соци­альная структура населения достаточно устойчива, то в странах СНГ уровень жиз­ни за годы постсоветских реформ резко упал, сопровождаясь стремительной иму­щественной дифференциацией общества. О том, насколько снизился уровень по­требления в Украине в 80 —90-е годы, свидетельствует табл. 7.8.

Таблица 7.8. Потребление продуктов питания в Украине (на душу населения в год), кг*

Продукты питания

1985 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Мясо и мясопро­дукты

66

68

39

33

35

33

33

33

Молоко и молоч­ные продукты

350

373

244

230

210

213

210

198

Яйца, штук

276

272

171

161

151

154

163

164

Рыба и рыбопро­дукты

18,5

17,5

3,6

4,3

5,0

5,9

7,2

8,3

Сахар

46,5

50

32

33

31

32

33

37

Растительное масло

10,6

11,6

8,2

8,6

8,4

8,2

8,9

9,3

Картофель

139

131

124

128

134

129

122

135

Овощи и бахчевые

124

102

97

92

91

94

96

101

Плоды, ягоды и виноград

50

47

33

35

40

28

22

29

Хлебные продукты

138

141

128

124

127

126

122

124

См.: Статистичний щор1чник УкраТни за 2000 piK. — К.: Техтка, 2001. — С. 422.

Имущественное расслоение в странах СНГ в процессе постсоветских реформ свелось к обогащению очень узкого класса так называемых новых русских и но­вых украинцев (названных не случайно «прихватизаторами») за счет разграбле­ния остального населения и государственного достояния. В результате наряду с номенклатурной и криминальной буржуазией возник широчайший слой «новых бедных» — около 80% населения СНГ. Средний класс практически отсутствует.

141