logo
Bytyk_Ekonom_teor

1.4. Эластичность спроса

Эластичность спроса — это степень изменчивости его величины в зависимос­ти от сдвигов в каком-либо факторе, воздействующем на спрос (от изменения цены на товар спроса или какой-либо из неценовых детерминант спроса). Элас­тичность спроса характеризуется по каждому фактору в отдельности. По всем факторам одновременно ее не определяют, поскольку действие каждого из них может быть не только различным по силе, но и разнонаправленным.

Количественно эластичность спроса оценивается посредством расчета коэффи­циента. Коэффициент эластичности спроса представляет собой частное от деле­ния процентного изменения величины спроса на процентное изменение того факто­ра, от воздействия которого в данном случае рассчитывается степень сдвига в спро­се. Например, если вследствие уменьшения цены на определенный товар на 10% спрос на него увеличится на 20%, то коэффициент эластичности равен 2 (20% : 10%).

По численному значению коэффициента различают три разновидности степе­ни изменчивости спроса:

  1. когда коэффициент больше единицы, спрос считается эластичным;

  2. если коэффициент меньше единицы, спрос считается неэластичным;

  3. коэффициент равен единице — эластичность спроса называется единичной. Если рассматривать, например, такие факторы, как изменение цены товара и

изменение денежных доходов покупателей, то можно заметить, что эластичность спроса под их влиянием на предметы первой необходимости и предметы долго­временного пользования (автомобили, бытовая техника и др.) явно отличается. Спрос на предметы первой необходимости (продовольствие, обычная одежда и др.) является неэластичным, поскольку даже при значительном росте цен на них (как и при ощутимом падении доходов их потребителей) спрос мало изменяется. Этого нельзя сказать об эластичности спроса на предметы долгосрочного пользо­вания. Например, при снижении цен на них, как и при росте доходов потребителей, спрос на них соответственно возрастет, что отражает его высокую эластичность.

Знание факторов, влияющих на спрос, и эластичности спроса дает возмож­ность объяснить его динамику и поведение покупателей. Правда, эти знания не всегда помогают при прогнозировании изменения спроса, ибо это предполагает точную информацию о том, каким образом и в какой степени будут проявлять себя все его факторы, которые в одно и то же время могут влиять на спрос и разнонаправ­ленно. Тем не менее понимание механизма формирования спроса важно, как и понимание механизма формирования предложения.