2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
К этой совокупности нормативных актов относятся практически все правовые документы 90-х годов, ибо они так или иначе формировали условия наибольшего благоприятствования разгосударствлению. Они весьма многочисленны. Мы вкратце остановимся лишь на главных.
Земельный кодекс УССР (от 18.12.1990 г.) допускал временное и постоянное пользование, постоянное владение и вечное наследуемое владение земельными участками, о чем речь шла в гл. 16. Он содействовал раскрепощению землепользования и землевладения. Земельный кодекс Украины (от 13.03.1992 г.) уже ввел, наряду с государственной, также коллективную и частную собственность на землю, установив условия бесплатной передачи ее в коллективную и частную собственность, ограничения на отчуждения земельных участков и причины изъятия их из коллективного и частного владения. Им не допускалась свободная купля-продажа сельскохозяйственных угодий. Земельный кодекс, принятый в октябре 2001 г., хотя и с некоторыми оговорками, снял и это ограничение, открыв путь для появления в обозримой перспективе новоукраинских латифундистов.
Закон УССР о предпринимательстве (от 07.02.1991 г.) определил общие правовые, экономические и социальные условия предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц, гарантии ее свободы и государственной поддержки вне зависимости от форм собственности. Он сыграл позитивную роль в деле легализации и раскрепощения частной инициативы.
Закон УССР о собственности (от 26.03.1991г.) декларировал равноправие частной, коллективной и государственной форм собственности. Имел такое же значение, как и Закон о предпринимательстве. Правда, в Конституции Украины (от 28.06.1996 г.) неприкосновенность гарантируется (статья 41) только для частной собственности.
Закон УССР о предприятиях (от 27.03.1991г.) непосредственно связан с Законом о собственности. Он обозначил виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, реорганизации, ликвидации, а также механизм осуществления ими предпринимательской деятельности, гарантировал равноправие их форм. Среди них им выделены индивидуальные, семейные, частные, коллективные, коммунальные, государственные и совместные предприятия.
Правда, равноправие госсобственности в данном Законе является лишь декларацией, ибо его статья 10 устанавливает, что госсобственность, закрепленная за госпредприятиями, принадлежит им на правах полного хозяйственного ведения, т. е. самостоятельного владения, пользования и распоряжения на базе уставов с возможностью продавать, сдавать в аренду, передавать, предоставлять безвозмездно во временное пользование их основные фонды и оборотные средства, в том числе гражданам (с разрешения владельца или им уполномоченного органа), а также списывать с баланса. Такое полное ведение вылилось в расхищение имущества госпредприятий директорами, особенно путем учреждения на их базе так называемых малых предприятий, к которым, по данному Закону, относятся вне зависимости от форм собственности хозяйственные единицы в промышленности и строительстве с численностью работников до 200 чел., в других отраслях материального
424
производства — до 50 чел., в науке и научном обслуживании — до 100 чел., в отраслях нематериального производства — до 25 чел., в розничной торговле — до 15 чел. Приватизаторская мотивизация этого Закона усиливалась тем, что, во-первых, совет или собрание трудового коллектива были вправе часть чистой прибыли передавать в собственность работников, а во-вторых, системы, формы и тарифы оплаты труда самостоятельно могла определять администрация. Впрочем, это — лишь наиболее очевидные денационализаторские положения данного Закона.
Закон Украины об аренде имущества госпредприятий и организаций (от 19.05.1992 г.) был переработан в 1995 г. в Закон Украины об аренде госимущества. Он определил аренду как основанное на договоре срочное и платное владение и пользование имуществом. Аренда госимущества является постепенной формой приватизации, поскольку, во-первых, хотя и не отменяет право госсобственности на арендуемые объекты, но предполагает, что доход (прибыль), полученный в ходе его использования становится собственностью арендатора, как и все то, что приобретено в счет данного дохода, а во-вторых, арендатор обладает преимущественным правом выкупа арендованного имущества.
Трудовой коллектив, по этому Закону, имеет преимущественное право на аренду соответствующего предприятия, для чего должен создать хозяйственное товарищество с участием не менее половины своих работников и приравненных к ним лиц. Правда сама процедура сдачи госимущества в аренду имеет очень сжатые сроки, в которые арендодатель и трудовой коллектив, желающий стать арендатором, поставлены данным Законом. Именно этим обусловлены спешка и последующие злоупотребления. Арендная плата, по данному Закону, не должна превышать 5% стоимости арендуемого имущества, что объясняется стремлением законодателей подтолкнуть разгосударствление. Аренда доминировала в качестве способа приватизации вплоть до 1993 г.
Закон УССР о хозяйственных товариществах (от 19.09.1991г.) установил понятие и виды хозяйственных товариществ (о них шла речь в гл. 20), правила их образования и деятельности, а также права и обязанности их участников и учредителей. Этот Закон сформировал правовую базу создания хозяйственных товариществ, в том числе в процессе приватизации. С 1994 г. акционирование стало основной формой приватизации.
Закон Украины о коллективных сельскохозяйственных предприятиях (КСП) от 14.02.1992 г. определил, что объектами собственности КСП являются различные ресурсы, в частности земельные, а также доли в собственности предприятий, в которых они выступают участниками. Паевой фонд членов КСП состоит из ресурсов, которые разделяются на паи, зависящие от трудового вклада членов и могущие ежегодно пополняться из прибыли КСП. Пай является собственностью члена КСП. При выходе он получает право распоряжения им. КСП в соответствии с решением общего собрания может преобразоваться в ряд самостоятельных кооперативов. Данный Закон стал нормативной базой реформирования колхозов и совхозов.
Закон Украины о крестьянском (фермерском) хозяйстве (от 31.12.1991 г.) установил социальные экономические и правовые основы образования и деятельности этих хозяйств (не распространяется на личные подсобные хозяйства, коллективное садоводство и огородничество). Глава крестьянского хозяйства вправе получить земельный участок из земель запаса в аренду, в вечное наследуемое владение и в частную собственность в размере не более 50 га сельхозугодий и 100 га общей площади, а также арендовать дополнительные земельные участки у других лиц. Для стимулирования фермерства такие хозяйства освобождаются данным Законом от платы за землю на три года с момента ее получения и на тот же срок
425
49
от налога (в труднодоступных селах — на 5 лет), а их работники — от налога с доходов, заработанных в крестьянском хозяйстве. При получении ссуд эти хозяйства вправе закладывать приватизированную землю и другую собственность; причем банки могут без обращения в суд реализовать залог для погашения их задолженности.
Указ Президента Украины о коммерциализации госторговли и общепита (от 31.01.1992 г.) ликвидировал торги, тресты, фирмы и объединения в этой сфере, отменил распределение товаров в порядке фондирования, освободил министерство торговли от функций хозяйственного управления (планирования, учета и финансирования), потребовал образовать и в недельный срок зарегистрировать предприятия розничной торговли и общепита в качестве юридических лиц на базе магазинов, кафе и столовых с предоставлением им госимущества на базе аренды.
Указ Президента Украины о коммерциализации деятельности предприятий и организаций сферы услуг (от 18.04.1992 г.) предусматривал те же меры, которые были направлены на демонополизацию сферы обслуживания путем ликвидации управленческих структур и учреждения юридических лиц на основе низовых звеньев, получающих статус арендаторов госимущества.
Указ президента Украины о корпоратизации предприятий (от 15.06.1993 г.) предусматривал:
превращение закрытых акционерных обществ, в которых больше 70% акций принадлежало государству и балансовая стоимость фондов которых (на 01.01. 1993 г.) была не менее 20 млн карбованцев, в открытые акционерные общества (ОАО) с правами учредителей, первоначально оставляемыми за органами исполнительной власти;
утверждение Министерством экономики персонального состава наблюдательного совета этих ОАО из представителей учредителя, обслуживающего банка, трудового коллектива и органа приватизации;
возложение прерогатив председателя правления ОАО на руководителя корпо-ратизируемого предприятия, который обязан представить других членов правления в наблюдательный совет из числа должностных лиц корпоратизируемого предприятия;
передачу полномочий учредителя ОАО органу приватизации после принятия решения об его разгосударствлении;
предоставление руководителю корпоратизируемого предприятия, его заместителям, главным специалистам, начальникам подразделений (в случае выполнения графика приватизации) прав на дополнительное приобретение акций ОАО по их номиналу с отсрочкой полной оплаты в течение года (при уплате 30% номинальной стоимости сразу) на общую сумму до 5% уставного фонда ОАО (после получения акций работниками на льготных условиях).
По существу, этим Указом был совершен подкуп хозяйственной номенклатуры за счет госсобственности в целях ускорения ее приватизации в порядке чиновничьего передела.
Закон Украины о банкротстве (от 15.05.1992 г.) детализировал процедуру возмещения требований кредиторов к неплатежеспособным должникам через механизм банкротства из их имущества, в том числе из фондов госпредприятий (что предусматривалось также целым рядом других нормативных актов, хотя и в общей форме). Данный Закон работал на приватизацию по многим направлениям. Он установил, что санация [от лат. sanatio — лечение, оздоровление] прекращает процедуру банкротства и допускает приватизацию неплатежеспособных госпредприятий по инициативе санатора (с согласия кредиторов и по определению арбитража).
426
Если предложений о санации госпредприятия нет, то арбитраж может признать его банкротом и назначить ликвидаторов из представителей собрания кредиторов, банков, финорганов и фонда госимущества Украины. Ликвидационная комиссия управляет имуществом банкрота, инвентаризует и оценивает его, взыскивает дебиторскую задолженность и реализует имущество банкрота для удовлетворения претензий кредиторов, в том числе через аукцион [от лат. audio — возрастание]. Прежде всего удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.
Закон Украины о залоге (от 02.10.1992 г.) определил, что залогодателем и залогодержателем могут быть физические и юридические лица, а также государство. Реализация заложенного имущества, в том числе госпредприятий, происходит на аукционе (публичном торге), если иное не предусмотрено договором залога. Если аукцион не состоится, то залогодержатель с согласия залогодателя оставляет залог за собой по первоначальной оценке. Когда сумма реализации залога на аукционе или его первоначальная оценка недостаточны для погашения долга, тогда залогодержатель взимает недостающую сумму, коль иное не предписано договором о залоге. Учитывая громадную и постоянно растущую с 1995 г. кредиторскую задолженность госпредприятий, связанную с искусственным кризисом платежей, можно предположить, что полное введение в действие законов о банкротстве и залоге способно резко ускорить переход госимущества к банковской олигархии.
Закон Украины об иностранных инвестициях (от 13.03.1992 г.) установил, что под предприятиями с иностранными инвестициями понимается любая форма предприятий, если зарубежный инвестор владеет в среднем в течение календарного года не менее 20% их заявленных уставных фондов или долей не меньше 100 тыс. дол. Данный Закон, дающий огромные льготы, распространяется только на нерублевые иностранные инвестиции и лишь на предприятия с иностранными капиталовложениями. Иностранные инвестиции осуществляются в формах:
долевого участия в создаваемых и действующих предприятиях;
создания предприятий и приобретения действующих предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
покупки недвижимости прямо или через ценные бумаги; покупки прав пользования природными ресурсами, в том числе в виде концессии [от лат. concessio — разрешение, уступка] на срок не более 99 лет.
Хотя в этом Законе сказано, что иностранные инвесторы вправе участвовать в приватизации на общих основаниях (кроме земли), но это опровергается рядом его статей, дающих им преимущества по сравнению с национальными физическими и юридическими лицами. Прежде всего, иностранные инвестиции не подлежат национализации и реквизиции, кроме случаев стихийных бедствий (эпизоотии и др.). Помимо этого, при изменении законодательства по вопросам иностранных инвестиций в течение 10 лет сохраняется действие законов, имеющих силу на момент их регистрации. Закон об иностранных инвестициях дает инвесторам обширные льготы:
их убытки, в том числе упущенная выгода и моральный ущерб, возникающие вследствие действия или бездействия властей, возмещаются немедленно;
предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от налогообложения дохода с момента получения первых доходов в посреднической деятельности на 2 года, в оптово-розничной торговле — на 3 года (с уплатой в дальнейшем налога в размере 70% базовой ставки), а в других сферах — на 5 лет (с последующей уплатой налога в размере 50% базовой ставки);
обложение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, осуществляется при уменьшении дохода на сумму фактических инвестиций, а
427
всех предприятий с иностранными инвестициями — при вычитании из дохода суммы реинвестиций;
продукция собственного производства предприятий с иностранными инвестициями освобождается на 5 лет от налога на добавленную стоимость;
при переводе сумм предприятий с иностранными инвестициями за рубеж они облагаются по ставке 15%, в то время как базовая ставка налогообложения прибыли в Украине с 1996 г. составляет 30%.
Мы упускаем многие детали указанных нормативных актов, способствовавших разгосударствлению как путем содействия денационализации, так и посредством формирования условий, благоприятствующих (или долженствовавших благоприятствовать) развитию негосударственного сектора. У нас также нет возможности характеризовать многочисленные поправки к этим актам и большой массив подзаконных документов (постановлений Верховного Совета, постановлений и инструкций исполнительных органов власти), направленных на обеспечение введения в жизнь соответствующих правовых актов. Все это — предмет хозяйственного права, а не экономической теории. Тем не менее следует рассмотреть основные положения законов, прямо регулирующих процедуру приватизации.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы