logo
Bytyk_Ekonom_teor

2.4. Влияние государства на совокупный спрос

Государство способно воздействовать на совокупный спрос прямо и косвенно. Косвенное влияние его на общие расходы по покупкам реализуется через активи­зацию или, наоборот, нейтрализацию определенных факторов, детерминирующих сдвиги в потреблении, сбережениях, частных инвестициях и чистом экспорте. Что касается прямого воздействия государства на совокупный спрос, то оно осуществ­ляется двумя основными способами.

  1. Государственные закупки. Их увеличение расширяет совокупный спрос, а сокращение сужает его. Своими закупками государство способно поддерживать целые отрасли экономики и слои населения. Закупкам кейнсианцы отводят зна­чительную роль в обеспечении занятости, доходов и конкурентоспособности на­циональной экономики. Важное место занимают они и в антициклическом регули­ровании. Когда народное хозяйство испытывает спад, тогда их следует расширять, дабы уменьшить сокращение совокупного спроса, остановить его падение или даже попытаться увеличить. Напротив, в условиях инфляционного бума целесообразно ограничивать госзакупки во избежание усиления инфляции спроса. Конечно, очень многое зависит в этих мерах от самих масштабов госзакупок, а также от источни­ков их финансирования.

  2. Изменение налогов. Рост налогов ведет к сокращению потребления, сбере­жений и инвестиций, а снижение вызывает обратные сдвиги в названных компо­нентах спроса. Чрезмерное налоговое бремя или убивает стимулы предпринима­тельства, или загоняет его в «тень», как случилось в странах СНГ в 90-е годы. Но налоги являются источником финансирования госзакупок, их повышение для расширения госзакупок с целью увеличения совокупного спроса нейтрализует часть эффекта от роста этих закупок. Поэтому фундаментальные рекомендации Дж. М. Кейнса как раз и содержат положения о дефицитном финансировании для преодоления спада, т. е. увеличения госзакупок и трансфертов в условиях кризиса перепроизводства не за счет роста налогов, а за счет повышения дефицита госбюджета. Более того, кейнсианцы считают необходимым на фазе кризиса снижать налоги, дабы подержать потребление и инвестиции, в то время как на фазе инве­стиционного бума их следует повышать, чтобы снять излишние элементы спроса и сбить инфляцию.

486