logo search
Bytyk_Ekonom_teor

4.2. Общая последовательность изложения

В целом структура [от лат. structure — строение, расположение, порядок] дан­ного учебного пособия построена в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Пособие состоит из трех частей, каждая из которых включает несколько разделов, распадающихся на ряд глав (тем), разбитых на пара­графы и их подпункты.

Первая часть содержит категориальную базу, необходимую для усвоения мате­риала, изложенного в двух последующих частях. В ней рассматриваются основопо­лагающие понятия и законы экономической жизни.

Вторая часть посвящена исследованию отношений, складывающихся между основными субъектами хозяйственной деятельности по поводу ресурсов, которые субъекты вносят в нее. Здесь же излагаются механизмы формирования соответ­ствующих видов доходов (зарплаты, прибыли на производственный капитал, тор­говой прибыли, ссудного процента, земельной ренты), образующих вознаграждение за предоставление определенных ресурсов. В ней также анализируется предприни­мательская структура смешанной экономики, финансы и менеджмент фирмы.

В третьей части изучаются виды рынков и те учреждения, которые регули­руют их функционирование. Тут же рассматриваются государственные финансы и фискальная политика, экономические циклы и антициклическая политика, а также международные хозяйственные отношения.

В этом курсе мы не опираемся на какую-то одну школу экономической теории, а пытаемся взять из них все то, что, по нашему мнению, адекватно отражает эконо­мическую реальность, т. е. не страдает претенциозной однобокостью и схоластикой.

В ходе изложения соответствующих тем мы будем указывать на авторство тех или иных положений, затрагиваемых нами, на их принадлежность к определенной школе, разумеется, там, где это возможно. Ведь многие теоретические постулаты трудно сегодня приписать какому-то одному ученому, а иногда даже какой-то од­ной школе.

Подчеркивая роль экономической теории, Дж.М. Кейнс писал: «Идеи эконо­мистов и политических мыслителей, когда они правы и когда ошибаются, имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности они правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными ин­теллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого»'.

Конечно, надо избегать подавляющего влияния чьей бы то ни было идеологи­ческой парадигмы [от греч. paradeigma — пример, образец], но для этого нужно знать разные воззрения и усваивать их не по-школярски.

При этом нужно отдавать себе отчет в том, что Карл Маркс образно назвал политэкономию анатомией общества. И, если Вы хотите разбираться в социальных

1 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. — М., 1978. — С. 458.

29

процессах, Вам не обойтись без знания экономической теории. Тот, кто сумеет осво­ить ее основные постулаты, сможет сказать о себе то, что говорил о своем известном герое А. С. Пушкин:

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Общее определение экономической системы требует характеристики абстракт­ного процесса труда, объективных и субъективных факторов производства, его крупных структурных элементов, основных составляющих системы производ­ственных отношений, их взаимодействия с производительными силами и над­стройкой.

Глава 1. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ЕГО ПРОДУКТЫ И СТРУКТУРА

Исходными категориями экономики являются те, которые определяют факто­ры [от лат. factor — делающий, производящий] производства (ресурсы, производи­тельные силы), результаты их применения и сферы приложения. Без их уяснения вообще невозможно рассуждать об экономических вопросах.

§ 1. ТРУД И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА

Появление человека и человеческих ассоциаций [от лат. associatio — соедине­ние] детерминировано трудом, который выделил людей из животного мира, наде­лив их постоянно развивающимися производительными силами.

1.1. Определение труда и его роли

По известному выражению У. Петти, труд — это отец богатства. Его единствен­ным субъектом может быть только человек, хотя другие живые существа подчас способны и к более сложным физическим манипуляциям и более тонкой организа­ции своей жизнедеятельности, например, существование пчелиного роя. Ведь труд — не инстинктивная, а целесообразная деятельность, притом такая, которая основана на применении изготовленных самим человеком (а не просто найденных им в природе) средств производства.

Подчеркивая человеческую природу трудовой деятельности, ученые констати­руют, что труд создал человека. Он не только его создал, но и воспроизводит, ибо с совершенствованием трудового процесса развиваются способности индивида.

Не останавливаясь подробнее на этом философском вопросе, охарактеризуем производительные силы, которые обеспечивают экономический прогресс.

34