logo search
Bytyk_Ekonom_teor

3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита

В КДП различают два курса, противоположных по направленности:

  1. политика дешевых денег, адекватная кризису перепроизводства, которая состоит в стремлении увеличить денежное предложение с целью расширения сово­купного спроса и выхода из спада;

  2. политика дорогих денег, заключающаяся в уменьшении денежного предло­жения в условиях инфляции спроса для ее обуздания.

34-3-1452 529

При этом применяются одни и те же средства, но с прямо противоположной ориентацией. Среди них выделяются три основных.

1. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами (ГЦБ). Данный метод КДП базируется на том, что ЦБ выступает покупателем и продавцом ГЦБ. Он покупает их у правительства, но в развитых странах, в основном у КБ и населения на открытом рынке; там же ЦБ продает их КБ и населению.

Когда ЦБ прибегает к продажам, а когда к покупкам ГЦБ? И зачем он это делает?

А. ЦБ покупает на открытом рынке размещенные ГЦБ тогда, когда в экономи­ке наблюдается спад. Если ЦБ покупает их у КБ, то они передают ему часть своих портфелей этих бумаг, а ЦБ оплачивает их увеличением резервов КБ на сумму их курсовой стоимости. Тем самым он расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и возможности предоставления ссуд. Коль скоро ЦБ покупает ГЦБ не у КБ, а у физических и юридических лиц, то они передают соответствующий пакет данных бумаг и в уплату получают чек, который предоставляют в свой КБ на инкассо, а последний предъявляет его к оплате ЦБ. В результате резервы данного КБ возрастают на его счетах в ЦБ. В обоих случаях денежное предложение в экономике увеличивается. Разница состоит в том, что при покупке ГЦБ у населе­ния возрастают не только резервы КБ, чьими клиентами являются соответствую­щие физические и юридические лица, но и вклады данных лиц в этих КБ, т. е. избыточные резервы последних расширяются в меньшей степени в силу того, что существуют резервные нормы, по которым они образуют свои обязательные ре­зервы. Црирост денежного предложения адекватен избыточным резервам, помно­женным на денежный мультипликатор.

Б. ЦБ продает на открытом рынке ГЦБ тогда, когда существует инфляция спроса или угроза ее раскручивания. Если ЦБ реализует их КБ, то в уплату кур­совой стоимости проданных пакетов списывает с текущих счетов данных банков у себя соответствующие суммы резервов, уменьшая тем самым их кредитные ресур­сы. Коль скоро ЦБ продает ГЦБ физическим и юридическим лицам, то они опла­чивают их, выписывая чеки на свой КБ, которые учитываются в ЦБ, соответствен­но сокращая и кредитные ресурсы данных КБ, и вклады в них этих клиентов. В обоих случаях уменьшение резервов КБ снижает денежное предложение с учетом величины сокращения избыточных резервов, помноженных на денежный мульти­пликатор.

Как уже отмечалось, в Украине и в России в условиях беспрецедентного спада 90-х годов Национальный банк Украины и Центральный банк России осуществ­ляли в громадных масштабах продажу ГЦБ (соответственно ОВГЗ и ГКО), что усугубило перепроизводство на фоне недопроизводства, т. е. искусственный пла­тежный кризис, ибо реализация ГЦБ уменьшает кредитные ресурсы КБ, покупаю­щих их и, следовательно, не имеющих возможности для предоставления ссуд пред­приятиям, лишенным оборотных средств. Действия эти оправдывали необходимо­стью борьбы с инфляцией, однако в странах СНГ с середины 90-х годов наблюда­ется не инфляция спроса (для которой такие меры, как продажа ГЦБ являются оправданными), а инфляция издержек, которая устраняется совсем иными сред­ствами (о чем детально говорилось в гл. 6).

Финансовый кризис, углубившийся с августа 1998 г., привел к состоянию банк­ротства значительное число КБ, скупивших большие пакеты ГЦБ и оказавшихся неспособными осуществлять свои обязательства перед клиентами ввиду того, что государство отказалось погашать в ранее установленные сроки свои ценные бумаги.

2. Изменение норм обязательных резервов КБ. Этот метод двояко влияет на кредитные ресурсы:

530

во-первых, он изменяет избыточные резервы КБ, так как меняет долю обяза­тельных резервов в их общей величине;

во-вторых, он модифицирует денежный мультипликатор, который, как было показа­но ранее, представляет собой обратную величину нормы обязательных резервов (1/Р).

Вместе с тем ЦБ сравнительно редко используют данный метод, который обла­дает мощным потенциалом и применяется в крайних случаях в качестве админис­тративной меры, задействуемой лишь тогда, когда другие методы не дают ожидае­мых результатов. Почему и в каких условиях ЦБ повышают или понижают нор­му обязательных резервов?

А. ЦБ прибегают к увеличению нормы обязательных резервов тогда, когда на­блюдается значительная инфляция спроса и существует потребность уменьшить денежное предложение, чтобы ограничить совокупный спрос. Ведь ее увеличение расширяет обязательные резервы КБ, вследствие чего они либо теряют часть сво­их избыточных резервов, сокращая свои возможности кредитования, либо для пополнения обязательных резервов идут на ужесточение сроков своих ссуд и взи­мание выплат по ним, соответственно снижая денежную массу. Это может сбить волну инфляции спроса.

Б. ЦБ уменьшают норму обязательных резервов в условиях заметного эконо­мического спада, чтобы расширить денежное предложение, а посредством этого — совокупный спрос в целях содействия выходу из состояния перепроизводства. Ведь понижение резервной нормы прямо переводит обязательные резервы в избыточ­ные и, следовательно, увеличивает способность КБ предоставлять ссуды. Кроме того, денежное предложение возрастает в таком случае за счет роста денежного мультипликатора. То, что в середине 90-х годов норма обязательных резервов НБУ достигла 25%, свидетельствует о проведении ЦБ Украины рестриктивного курса, т. е. политики ограничения денежного предложения, причем в условиях глубочай­шего спада. Такой курс лишь усилил перепроизводство и платежный кризис, ли­шая экономику минимально необходимой денежной массы. Оправдывалось это необходимостью борьбы с инфляцией. Однако в Украине, как уже говорилось в гл. 6, с середины 90-х годов наблюдается инфляция не спроса, а издержек.

3. Дисконтная политика. Данный метод связан с одной из традиционных функций ЦБ, состоящей в том, что последний для КБ выступает в качестве заимо­давца в крайнем случае, т. е. предоставляет ссуды тем из КБ, которые имеют ста­бильное финансовое положение, но неожиданно столкнулись с потребностью сроч­ного получения дополнительных средств. Когда КБ берет кредит, он переводит ФРБ выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополни­тельным обеспечением (обычно ГЦБ, находящимися у КБ). Предоставляя ссуды, ФРБ увеличивает резервы КБ. И коль скоро под эти кредиты ФРБ не требуются обязательные резервы, то вся сумма займа представляет собой избыточные (рабо­чие) резервы КБ, т. е. его кредитные ресурсы, непосредственно пополняющие де­нежное предложение. При этом ЦБ взимает с КБ проценты по ставке, которую принято называть учетной, или ставкой рефинансирования. С точки зрения КБ, она представляет собой их издержки на приобретение резервов у ЦБ, который имеет полномочия изменять учетную ставку.

В каких случаях и для чего ЦБ изменяет ставку рефинансирования?

1. ЦБ понижает ставку тогда, когда наблюдается спад. Он действует так пото­му, что стремится удешевить свои ссуды КБ для облегчения им условий заимство­вания дополнительных избыточных резервов и соответственно увеличения денеж­ного предложения, совокупного спроса, стимулирующего хозяйственную активность. Кроме того, удешевление ссуд ЦБ иногда вызывает снижение ставок процента по

34*

531

кредитам, выдаваемым КБ своим клиентам, что расширяет деловые операции за счет заемных средств.

2. ЦБ повышает учетную ставку тогда, когда наблюдается инфляция спроса или существует угроза ее раскручивания. ЦБ идет на это, рассчитывая, что удорожание его ссуд охладит стремление КБ прибегать к займам для расширения своих рабочих ре­зервов. Если такая мера срабатывает, то происходит ограничение денежного предложе­ния и совокупного спроса, в результате чего инфляционная волна может быть умерена.

С середины 90-х годов в странах СНГ (в частности, в Украине) установлены завышенные ставки рефинансирования, что свидетельствует о неадекватной КДП в отношении этого метода, ибо он применялся на фоне очевидного платежного кризиса, который сопровождался не инфляцией спроса, а инфляцией издержек. Причем завышенная учетная ставка вела к повышению процентных ставок по зай­мам КБ их клиентам. Вследствие этого, во-первых, уменьшился кредит в условиях спада, что усугубило его, а во-вторых, поддерживалась инфляция издержек, одним из факторов которой выступают высокие процентные ставки, т. е. дороговизна заем­ных средств. Правда, НБУ в 1996—1997 гг. начал снижать учетную ставку, доведя ее к августу 1997 г. до 16%. Однако, в связи с финансовым кризисом на Дальнем Востоке и начавшейся утечкой капиталов из Украины с осени того же года, он вновь стал ее повышать, установив летом 1998 г. на уровне 82%.

Правда, уже после финансового краха августа — сентября с конца 1998 г. НБУ начал понижать ставку рефинансирования, хотя и не на столько,чтобы удешевить кредитные ресурсы и остановить падение производства: в декабре 1998 г. до 62%, в марте 2001 г. до 25%, в сентябре 2001 г. до 15%. Кстати, учетная ставка ФРС после начавшейся рецессии в США в 2001 г. и паники, возникшей в результате событий 11 сентября 2001 г., была снижена дважды за 4 недели на 0,5 процентных пункта с 3,5% до 2,5%, т. е. до самого низкого уровня за последние 40 лет. В Великобритании было сделано то же самое, вследствие чего дешевизна кредитов в фунтах упала до уровня 1964 г. Евробанк также снизил ставку рефинансирования; а в Японии ее к тому времени уже некуда было понижать. Таким образом, если в 2000 г. ФРС повышал учетную ставку, борясь с перегревом экономики после самого продолжи­тельного подъема 90-х годов, то в 2001 г. начал снижать ее, дабы предотвратить возникшее в конце 2000 г. охлаждение конъюнктуры и не допустить его перехода в рецессию, которую резко обострил такой экзагенный для хозяйства фактор, каким оказалась атака на Всемирный торговый центр и Пентагон.

В такой ситуации в интересах выхода из состояния спада реализуется полити­ка дешевых денег:

  1. скупаются ГЦБ;

  2. снижается норма обязательных резервов;

  3. снижается учетная ставка.

В Украине же проводилась политика дорогих денег:

  1. продавались ГЦБ (ОВГЗ) в огромных размерах;

  2. завышалась норма обязательных резервов;

  3. повышалась ставка рефинансирования.

Такая политика уместна только при инфляции спроса, которой в Украине с середины 90-х годов нет, о чем свидетельствует тотальный платежный кризис, кото­рый как раз и вызван во многом неадекватной обстоятельствам спада политикой дорогих денег.

Среди трех основных методов кредитно-денежной политики в экономике реша­ющее значение отводят операциям с ГЦБ на открытом рынке. Их преимущество по сравнению с изменением нормы обязательных резервов состоит в большей гибкости,

532

тем более, что резервные нормы меняются достаточно редко, а операции на открытом рынке проводятся постоянно. Изменению учетной ставки придают меньшее значение по сравнению с операциями на открытом рынке ввиду следующих причин:

а) размер резервов КБ, полученых путем займов в ЦБ, обычно в США невелик и составляет 2 — 3% их общих резервов;

б) стремление КБ получать ссуды, например в США, зачастую вызывается их желанием приобрести средства для покупки ГЦБ;

в) операции на открытом рынке определяются инициативой ЦБ, в то время как обращение КБ к ссудам в ЦБ инициируется КБ;

г) учетная ставка не влияет на поведение КБ, если их резервы достаточны для проводимых ими сделок;

д) часто изменение учетной ставки диктуется не непосредственными целями КДП, а стремлением ЦБ привести ее в соответствие с другими макроэкономичес­ кими показателями (например, влиянием на чистый экспорт и движение капита­ ла) . Тем не менее изменение учетной ставки имеет важное информационное значе­ ние, показывающее те цели КДП, которые преследует в данный момент ЦБ.

Три основных инструмента КДП периодически могут дополняться некоторы­ми менее важными способами селективного регулирования.

Во-первых, дабы сдержать размах спекуляций на фондовой бирже, которые могут провоцировать банкротство, ЦБ вправе устанавливать маржу (минимальную величи­ну первоначального взноса), которую должен сделать покупатель котирующихся там ценных бумаг за счет незаемных средств. Поднимая маржу, ЦБ уменьшает возможно­сти биржевых спекулянтов, а понижая ее — увеличивает их за счет заемных средств.

Во-вторых, в США Конгресс может наделить ФРС полномочиями наклады­вать определенные ограничения на потребительский кредит, например, путем уста­новления требования к кредиторам вносить известные средства в ФРБ, соответ­ствующие доли их ресурсов, направляемых на предоставление потребительского кредита. Вводя такие ограничения, ФРС сдерживает потребительский кредит и базирующийся на нем спрос; снимая их, ФРС раскрепощает потребительский кре­дит и основанный на нем спрос.

В-третьих, в ряде стран ЦБ вправе определять прямые ограничения на прирост годовых размеров ссуд по каждому КБ. Когда существует угроза развертывания спроса на базе кредитной экспансии, тогда ЦБ может вводить лимиты по годовому объему ссуд.

В-четвертых, ЦБ может прибегнуть к увещеваниям (убеждениям, политическим заявлениям и общественным призывам), чтобы КБ не допускали либо излишнего расширения кредита в условиях инфляции спроса, либо, наоборот, его свертывания при спаде. Ведь КБ на фазе инфляционного бума могут в погоне за прибылью от активных операций подорвать свою ликвидность и усилить инфляцию; а на фазе перепроизводства, напротив, из боязни ухудшения ликвидности своих активов значительно сократить ссуды и усугубить депрессию.

В целом использование всех инструментов КДП требует творческого подхода на базе глубокого анализа конкретной рыночной конъюнктуры в каждый данный момент.