logo search
Bytyk_Ekonom_teor

§ 4. Регламентация фондового рынка

Фондовая биржа допускает к котировке в своем зале ценные бумаги далеко не всех корпораций. Чтобы получить такое право, корпорация должна иметь значи­тельный выпуск акций. Кроме того, ее акции и облигации должны быть размеще­ны среди достаточно широкого круга инвесторов. К тому же биржевой комитет при допуске ценных бумаг той или иной компании к биржевым торгам требует публикации данных о ее деятельности, в том числе балансов, отчетов о доходах, информации об объемах продаж, финансовых планов, а также объявлений о собра­ниях акционеров и др.

На Лондонской фондовой бирже, например, котируются государственные ценные бумаги и акции лишь около 12 тысяч фирм, а на Нью-Йоркской — государственные ценные бумаги и акции только около 2 тысяч корпораций. На остальных 12 фон­довых биржах США обращаются ценные бумаги лишь 3 тысяч акционерных обществ, в то время как их общее число в данной стране превышает 3 млн.

Такие ограничения по допуску к биржевой котировке обусловлены стремлени­ем избавить фондовую биржу от потрясений, связанных с курсовыми колебания­ми ценных бумаг финансово неустойчивых компаний, колебаниями, которые могут дестабилизировать весь фондовый рынок, спровоцировать панику в его централь­ном звене — фондовой бирже.

Поскольку состояние дел на фондовой бирже не только отражает общее эконо­мическое положение, но и оказывает на него мощное воздействие, то государство, начиная с 30-х годов XX в., законодательно регулирует процесс выпуска и обра­щения ценных бумаг, а также деятельность агентов биржевой торговли и самой фондовой биржи. Уже упоминавшийся украинский Закон о ценных бумагах и фондовой бирже также направлен на упорядочение этих процессов. В нем, в част­ности, предусмотрено, что все эмитенты ценных бумаг обязаны регистрировать их выпуск в финансовых органах. Последние должны зарегистрировать ценные бумаги эмитента не позднее 30 дней с момента подачи заявления при наличии у заявите­ля всех необходимых документов. Госкомиссия по ценным бумагам Украины уполно­мочена вести общий реестр их выпуска. При этом информация о выпуске ценных бумаг, подлежащих открытой продаже, должна быть опубликована в официальных средствах информации не менее чем за 10 дней до начала подписки на них.

Акции и облигации предприятий, подлежащие открытой продаже, допускают­ся для размещения не ранее 30 дней после такой публикации. При выявлении недостоверных данных размещение может быть приостановлено до внесения соот­ветствующих уточнений.

Эмитент подобных ценных бумаг обязан не реже раза в год информировать общественность о своем годовом отчете, который публикуется не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, а также высылается владельцам именных акций и регистрирующему органу.

В нем должны содержаться такие данные об эмитенте:

информация о результатах хозяйствования за предыдущий год;

удостоверенные ревизором или аудитором сведения о финансовом состоянии, а также баланс за предыдущий год и отчет ревизора или аудитора;

основные сведения о дополнительно выпущенных ценных бумагах;

обоснование изменений в персональном составе должностных лиц.

Кроме того, эмитент обязан в течение двух дней отослать фондовой бирже и регистрирующему органу, а также опубликовать в официальной газете фондовой

589

биржи информацию об изменениях, которые произошли в его хозяйственной деятельности, если они воздействуют на курс ценных бумаг или размер доходов по ним.

Украинское законодательство предполагает, что деятельностью по выпуску и обращению ценных бумаг можно заниматься только по специальному разрешению госкомиссии. Разрешение на операции в области эмиссии ценных бумаг и торгов­ли ими на коммерческих (дилерских) началах, т. е. за собственный счет от своего имени, в Украине имеют право получить лишь лица, имеющие внесенный уставной фонд не менее определенной величины. Что касается разрешения на осуществле­ние в данной области так называемой комиссионной деятельности или деятельно­сти на брокерских началах (от имени и за счет клиентов), то для его получения также нужно иметь внесенный уставной фонд не менее известной величины. Если же торговец, имеющий разрешение на проведение операций по выпуску и обраще­нию ценных бумаг, окажется прямым или опосредованным владельцем имущества другого торговца в размере не менее 10% его уставного фонда (в том числе непо­средственно более 5% уставного фонда), то он лишается прав на такую деятельность. Такое ограничение направлено на предотвращение монополизации фондового рынка. Кроме того, торговцы не имеют права торговать ценными бумагами собственного выпуска; акциями того эмитента, у которого они прямо или опосредованно владе­ют более 5% уставного фонда.

Стоимость соглашений, заключенных между торговцами ценных бумаг, но не выполненных в данный момент (так называемые открытые операции), по украин­скому законодательству, не может превышать 5-кратного размера их уставного фонда. Если же торговец имеет разрешение не только на комиссионную и коммер­ческую деятельность в данной сфере, но и на операции по обслуживанию выпуска ценных бумаг своих клиентов, то подобные открытые позиции не должны превы­шать 10-кратного размера его уставного фонда. Все названные ограничения на­правлены на снижение риска деятельности в области сделок с ценными бумага­ми и обеспечение известного уровня стабильности фондового рынка.

Как показывает опыт развитых стран, государственное регулирование эмиссии ценных бумаг и биржевых операций не может полностью предотвратить возникно­вение биржевой паники, о чем свидетельствует, в частности, «черный понедельник» 19 октября 1987 г., когда курс акций, например, на Нью-Йоркской фондовой бирже упал сразу на 984 пункта (на 36%). Такое резкое падение курса никем не прогнози­ровалось, ибо биржевая торговля процветала. С 1983 по август 1987 гг. курс акций на этой бирже возрос в 3,5 раза, значительно повысились доходы биржевиков: за 1982 — 1986 гг. они увеличивались втрое быстрее, чем по стране в целом. За этот же период собственный капитал биржевых компаний утроился. Но в «черный поне­дельник» целый ряд из них обанкротился. Все это доказывает необходимость даль­нейшего совершенствования биржевой деятельности, в том числе посредством ее законодательного регулирования.

Однако регулирование и контроль за эмиссией и обращением ценных бумаг не устраняют биржевой паники, поскольку она порождается стихийными процесса­ми рыночной экономики, а также перепадами в ожиданиях инвесторов и бирже­вых спекулянтов. Об этом свидетельствует и финансовый кризис в Юго-Восточ­ной Азии (ЮВА), разразившийся осенью 1997 г., когда, например, лишь за август — октябрь курс акций на Гонконгской бирже упал на 40%. В 1998 г. этот кризис перекинулся в страны СНГ, где с августа наблюдалось многократное падение кур­сов ценных бумаг. Правда, эти паники были обусловлены спекуляциями, которые осуществлялись на фоне чрезмерной внешней задолженности данных государств

590

и их экономической зависимости от развитых стран. Осенью 1998 г. финансовый кризис распространился и на эти страны. Например, в сентябре индекс Доу-Джонса упал на 20%. Б. Клинтон (тогдашний президент США) констатировал в связи с этим, что мировая экономика вступила в самый глубокий за последние 50 лет кризис.

По мнению профессора И. Грущенко, этот валютно-финансовый кризис непо­средственно связан с движением капиталов и кредитов в форме прямых и порт­фельных инвестиций. Развитые государства являются главными кредиторами, а зависимые — получателями долго-, средне- и краткосрочных государственных или частных займов и кредитов. Большой размах приобрели краткосрочные кре­диты, которые чреваты «игрой без правил», когда «горячие» деньги стихийно пе­ремещаются из страны в страну в погоне за спекулятивной сверхприбылью. С научной точки зрения лавины «горячих» денег означают несоответствие, отрыв финансовой системы от реальной экономики при помощи различного рода цен­ных бумаг (дериватов [от лат. derivatus — отведенный]), не обеспеченных физи­ческими товарами (фьючерсов, опционов, форвард-контрактов и др.).

Чтобы понять фундаментальные причины развившегося в ЮВА в 1997 г. ва-лютно-финансового кризиса, продолжающегося и в 1998 г. во всем мире, обратим­ся к оценкам известного американского ученого-экономиста Линдона Ларуша. По его мнению, рынки капиталистического мира настолько взаимосвязаны, что обва­лы в ЮВА неизбежно приведут к разрушению финансовой системы в Европе и во всем мире. Американский доллар сегодня является главенствующей валютой капи­талистического мира. На его долю приходится около 2/3 валютных резервов капи­талистических стран и международных расчетов, в т. ч. 70% внешней задолженно­сти развивающихся стран. Ведущую роль в раскручивании мирового валютного кризиса, по мнению Л. Ларуша, играют 100 трлн дол. дериватов, отражающих все текущие годовые обязательства. Их сумма в 3 раза превышает объем ВВП, произ­веденного в 1996 г. во всем мире.

Мировые спекулянты типа Д. Сороса выбросили в 1997 — 1998 гг. миллиарды дериватов на валютных биржах ЮВА в странах с открытой экономикой и вызвали там обвал котировок акций, девальвацию денежных единиц. По данным Л. Ларуша, из 100 трлн дол. мировых дериватов США (5 банков) владеют 25%, Япония — 11,5, Франция — 10, Британия — 8, Германия — 6, Швейцария — 5,5% и т. д. Темпы роста денежных доходов, получаемых Западом от валютных спекуляций дериватами, в 3 раза превысили рост ВВП, получаемый реальной экономикой.

Сегодня рост реальной экономики (товаров и услуг) во всем мире составляет 3% в год. Это выражается в годовом приросте мирового производства и мировой торговли в 4,5 трлн дол. Но оборот финансовых ценных бумаг (дериватов) со­ставляет 49 трлн дол. Именно поэтому хозяйства зависимых от МВФ стран прак­тически отданы на откуп интересам крупных международных спекулянтов.

Как подчеркивает известный германский экономист Клаус Ное в еженедельни­ке «Ди Цайт» за 7 ноября 1997 г., «современная глобализованная система — сплошное безумие. Она полностью вышла из-под контроля». Эта система, по мнению К. Ное, сконцентрировала внимание на неолиберальной идеологии и ограничении функций государства в экономике.

О пагубности такого развития событий свидетельствуют потрясения, которые пережил фондовый рынок только в 2000 — 2001 гг. Назовем лишь наиболее тяже­лые из них.

В апреле 2000 г. произошел очередной обвал курсов ценных бумаг на крупней­ших фондовых биржах мира, отражая ухудшение общей конъюнктуры и рост цен на энергоносители; так, 14.04.2000 г. совокупное падение курсов акций в США пре-

591

высило 2 трлн дол., т. е. больше 7000 дол. на одного американца, а снижение 17-го апреля индекса Никкей достигло 7%.

Следующий обвал начался 12 марта 2001 г. В США только 12.03 курсовые поте­ри составили 500 млрд дол. Индекс Никкей в Японии 13.03 упал до самого низкого за последние 25 лет уровня. Индекс Доу-Джонса снизился 14.03 еще на 317 пунктов и опустился ниже 10 000 пунктов, а индекс Нацдаг — на 43 пункта и стал ниже 2000.

Но особо мощный удар по глобализации и фиктивному капиталу нанес бес­прецедентный теракт 11 сентября 2001 г. Когда 17.09 открылась Нью-Йоркская биржа (после четырехдневного перерыва, не имевшего аналогов со времен Великой депрессии), индекс Доу-Джонса упал сразу на почти 7%. В последующие месяцы нестабильность на фондовых рынках была весьма сильной, что объяснялось углуб­лением кризиса перепроизводства, несмотря на экстренные меры западных госу­дарств по стимулированию бизнеса.

В целом, характеризуя роль фондового рынка, и в частности фондовой биржи, следует отметить, что они выполняют очень важные функции в макроэкономичес­ких процессах.

Во-первых, их деятельность повышает ликвидность ценных бумаг, что ускоряет их размещение последних, создавая для инвесторов широкую свободу выбора ва­риантов вложений своего капитала.

Во-вторых, фондовый рынок облегчает перелив капитала между отраслями и предприятиями, в результате чего возрастает эффективность народнохозяйствен­ных процессов.

В-третьих, фондовая биржа улучшает ориентацию эмитентов и инвесторов по­средством биржевой публичности курсов ценных бумаг, которая позволяет им со­образовывать свои планы с состоянием рыночной конъюнктуры, одним из важней­ших индикаторов которой выступает динамика рыночных цен акций и облигаций.

Поэтому совершенствование регулирования фондового рынка должно быть ориентировано прежде всего на развитие реального капитала страны, не допуская подчиненного включения национальной экономики в мирохозяйственные связи.