logo search
Bytyk_Ekonom_teor

2.1. Методы фискальной политики

Дискретная фискальная политика — это манипулирование налогами и гос­расходами в интересах поддержания занятости, контроля над инфляцией и со­действия экономическому росту. Ее фундаментальная цель состоит в ограниче­нии циклических колебаний капиталистической экономики. Соответственно дис­кретный характер фискальной политики заключается в том, что она должна быть не просто разной, но и противоположной на фазах, с одной стороны, кризиса пере­производства, а с другой — инфляционного экономического подъема.

1. В условиях спада фискальная политика должна быть стимулирующей. Она может предполагать:

а) увеличение госрасходов на закупку ресурсов, продуктов и трансфертов для расширения спроса;

б) снижение налогов ради поощрения частного бизнеса и уменьшения налого­ вых утечек совокупного спроса.

Следовательно, если до этого имел место сбалансированный бюджет, то фис­кальная политика на фазе спада ведет к бюджетному дефициту, так как расходная часть бюджета увеличивается, а его доходная часть сокращается. При этом стиму­лирующее воздействие бюджетного дефицита на экономику зависит от методов его покрытия.

Без учета возможностей увеличения бюджетных поступлений и уменьшения бюджетных расходов, а также получения внешних займов существуют два способа покрытия дефицита:

а) за счет выпуска и продажи государственных ценных бумаг, т. е. путем рас­ ширения внутреннего государственного долга;

б) посредством выпуска новых денег, или денежной эмиссии для финансиро­ вания госрасходов.

Государственные займы ведут к повышению процентных ставок и ограничению кредита в частном секторе в силу его удорожания, что в известной мере сдерживает стимулирующее влияние бюджетного дефицита. Денежная эмиссия не имеет таких последствий и с этой точки зрения более сильно поощряет экономическую актив­ность. Поэтому кейнсианцы отдают предпочтение данному способу покрытия де­фицита. Разумеется, их можно комбинировать, сочетая денежную эмиссию с выпус­ком государственных ценных бумаг.

2. В условиях экономического подъема, сопровождающегося инфляцией спро­ са, фискальная политика должна быть сдерживающей. Она может включать:

а) сокращение госрасходов на закупку ресурсов и продуктов и уменьшение трансфертов для ограничения совокупного спроса как причины инфляции;

33*

515

б) повышение налогов в целях торможения деловой активности и увеличения налоговых утечек совокупного спроса.

Результатом такого курса является уменьшение или ликвидация бюджетного дефицита (если он был до этого) и появление или рост положительного сальдо бюджета, т. е. бюджетного излишка. При этом антиинфляционный эффект бюджет­ного излишка зависит от того, как он будет использоваться.

Выделяются два способа применения бюджетного излишка:

а) погашение госдолга путем выкупа ранее выпущенных долговых бумаг;

б) изъятие из обращения денежной массы, соответствующей бюджетному из­ лишку.

Погашение госдолга за счет положительного сальдо бюджета означает поступ­ление на рынок соответствующей денежной массы, что вызывает снижение процент­ных ставок и стимулирует активность бизнеса, а также расширяет платежеспособ­ность населения, в результате чего антиинфляционный эффект частично нейтрали­зуется. Изъятие из обращения денежной массы, адекватной бюджетному излишку, является более жесткой антиинфляционной мерой. Конечно, эти способы исполь­зования положительного сальдо бюджета могут комбинироваться.

Дискретная фискальная политика многовариантна и может осуществляться как в условиях расширения госсектора, так и в условиях его сокращения. Напри­мер, стимулирующая фискальная политика может выражаться:

а) только в увеличении госрасходов; причем в одних случаях лишь на закуп­ ку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — и на закупку, и на трансферты одновременно в разнообразных сочетаниях;

б) только в понижении налогов, причем по-разному как с точки зрения кон­ кретных видов налогов, так и по степени самого снижения налогового пресса на различные слои населения и сферы бизнеса;

в) в соединении (причем разном) повышения госрасходов с уменьшением на­ логового бремени.

Антиинфляционная фискальная политика также может проявляться:

а) только в уменьшении госрасходов, причем в одних случаях лишь на закуп­ ку ресурсов и продуктов в различных объемах, в других — лишь на выплату пособий малоимущим и безработным в разных комбинациях, в третьих — одно­ временно и на закупку, и на трансферты в разнообразных сочетаниях;

б) только в повышении налогов: как с позиций конкретных видов налогов, так и по степени увеличения налогового пресса на различные слои населения и сфе­ ры бизнеса;

в) в соединении (причем разном) сокращения госрасходов с повышением на­ логового бремени.

Следовательно, применение инструментов фискальной политики требует твор­ческого подхода и учета не только фазы цикла, в которой находится национальная экономика или в которую она входит, но и конкретных характеристик ее состояния и исторических условий функционирования в каждый данный момент — внутренних и внешних, в социальном и в политическом контексте. Многое в выборе конкретных методов фискальной политики детерминируется идеологией власть предержащих. Когда они (их электорат в гражданском обществе) ориентированы на сокращение госсектора, тогда в условиях спада акцент делается на уменьшение налогов, а в условиях инфляционного бума — на снижение госрасходов. Но коль скоро они, наоборот, ратуют за расширение госсектора, то в условиях спада делается ставка на увеличение госрасходов, а в условиях инфляции спроса — на повышение налогов.

516

Нередко в национальной экономике государственные расходы и налоги одно­временно изменяются на одинаковую величину. Экономисты называют бюджет, в котором госрасходы и налоги одновременно возрастают или уменьшаются на одинаковую величину, сбалансированным бюджетом.

Мультипликатор сбалансированного бюджета предусматривает не ликвидацию бюджетных дефицитов или профицитов, а только сохранение равенства изменений в доходах и расходах госбюджета. При этом нужно иметь ввиду, что изменение госрасходов весомее воздействует на совокупный спрос, нежели равновеликое из­менение налогов. Госрасходы оказывают прямое влияние на совокупный спрос, тогда как изменение налогов воздействует на него опосредовано: через сдвиг в располагаемом доходе и, следовательно, в потреблении.

Например, если происходит одновременное сокращение госзакупок на 10 млрд ед. и на ту же величину налогов, то при предельной склонности к потреблению (ПСП) в 0,8 (как мы допускаем в этом примере) экономическая реакция окажется следую­щей. Мультипликатор госрасходов равняется 5 (1 : (1 - 0,8)), т. е. они сократят спрос на 50 млрд (10 млрд -5). При том же мультипликаторе снижение налогов вызовет возрастание совокупного спроса на 40 млрд, ибо увеличение располагаемого дохода в части его потенциала потребительских расходов в связи с сокращением налогов на 10 млрд составит лишь 8 млрд (предельная склонность к сбережению равна единице минус предельная склонность к потреблению, т. е. в нашем примере (1 - 0,8), а значит, мультипликатор следует умножать не на сумму сокращения налогов, но на ту их часть, которая пойдет на потребление (8 млрд • 5), в результате чего получаем рост совокупного спроса на 40 млрд вследствие уменьшения нало­гов на 10 млрд.

Таким образом, конечное сокращение равновесного ВВП в данном примере со­ставит 10 млрд (40 - 50). Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Это положение верно для любых значений предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению (разумеется, в чистом виде: при прочих равных условиях).

В СНГ, особенно во второй половине 90-х годов, когда платежный кризис и спад достигли катастрофической глубины, проводилась не стимулирующая (как нужно было бы ожидать с позиций кейнсианства и вообще здравого смысла), а сдерживающая политика, что выразилось в резком сокращении по всем направле­ниям госрасходов, с одной стороны, и в чрезмерном (по мнению предпринимате­лей) налоговом бремени. Это означает, что власть имущие или демонстрируют полнейшую некомпетентность, или (что более вероятно) реализуют антинациональ­ный экономический курс в угоду олигархии дальнего зарубежья и компрадор­ской буржуазии. Выход СНГ из экономического коллапса мыслим, с кейнсианской точки зрения, только на путях стимулирующей фискальной политики, а также ужесточения госрегулирования для наведения элементарного правопорядка и устра­нения инфляции издержек, разворачивающейся с попустительства властей в усло­виях искусственного перепроизводства.