logo search
Bytyk_Ekonom_teor

1.6. Лизинговые операции

Лизинг [от англ. lease — аренда] — это сложная торгово-финансовая сделка, при которой лизинговая фирма, т. е. арендодатель, в соответствии с пожеланиями и специализацией арендатора покупает у производителя определенное имущество и сдает его в аренду. Лизинговые фирмы часто выступают филиалами или дочер­ними предприятиями крупных компаний и банков. Число их операций в послед­нее время быстро увеличивается. Например, в США лизинг оборудования за 1985 — 1989 гг. удвоился и превратился в бизнес с объемом сделок около 120 млрд дол. Лизинг получил широкое распространение и в Западной Европе. Величина его

387

операции достигла в 1989 г.: во Франции — 14 млрд дол., в ФРГ — свыше 7, в Италии — около 6, в Швеции — более 3, в Японии они выросли до 50, а в Австралии — до 12 млрд дол.

Столь быстрое развитие лизинга объясняется рядом причин. Использование оборудования на условиях аренды может оказаться более привлекательным, чем его покупка.

Во-первых, фирма-арендатор в этом случае освобождается от затрат единовре­менно крупной суммы на закупку средств труда.

Во-вторых, она вместо обычного гарантийного срока получает гарантию рабо­тоспособности оборудования на весь срок аренды.

В-третьих, в бухгалтерских правилах многих стран предпочтение отдается аренде, а не покупке, потому что деньги, заплаченные за аренду, учитываются как текущие (эксплуатационные) расходы и обычно не фигурируют в балансовой ведомости под знаком минус, в то время как приобретение оборудования в кредит считается задолженностью.

В-четвертых, арендатор в договоре лизинга может оговорить условия покупки арендованного оборудования у арендодателя после завершения срока аренды, на­копив для этого соответствующую сумму.

В-пятых, лизинг выгоден производителю, так как он через лизинговую фирму рас­ширяет рынок сбыта своих товаров (машин, оборудования), ускоряя оборот капитала. В СНГ лизинг способен сыграть важную роль для обеспечения выхода из кризиса, поскольку большинство предприятий во второй половине 90-х годов не имели средств не только на приобретение средств труда, но и для покрытия текущих издержек.

Лизинговые фирмы, являющиеся владельцами сдаваемого в аренду оборудова­ния, обладают значительным собственным основным капиталом. Добиться этого, начав с нуля и пройдя все стадии накопления, в современном обществе удается немногим. Поэтому большинство фирм начинают свою деятельность при непос­редственной или косвенной поддержке банков. Зачастую лизинговые фирмы воз­никают как филиалы банков. Несмотря на то, что при сдаче оборудования в арен­ду требуются большие капитальные вложения для закупки оборудования, банк, занимающийся лизинговыми операциями, может получить ряд преимуществ, прежде всего расширить круг операций, увеличить число клиентов за счет повышения ка­чества обслуживания, снизить риск потерь в связи с неплатежеспособностью арен­датора, получить стабильный доход в виде комиссии по лизингу, сэкономить ка­кую-то часть средств за счет упрощения организации учета платежей по лизингу по сравнению с бухгалтерским учетом при долгосрочном кредитовании.