1.2. Система налогообложения
Налогообложение в каждой стране имеет свои особенности, касающиеся его объектов, видов налогов, ставок, структуры налоговых поступлений, распределения их по звеньям бюджетной системы и др. Данные особенности имеют под собой объективную и субъективную почву. Вместе с тем в налогообложении разных государств есть много общего, фиксирующегося прежде всего в принципах налогообложения.
Можно выделить ряд основных принципов построения системы налогообложения:
правовой характер регулирования, препятствующий административному произволу;
стабильность, без которой налогоплательщикам затруднительно определить перспективы своей финансовой деятельности;
равнонапряженность, обеспечивающая равные финансовые предпосылки хозяйственной деятельности фирм и граждан с точки зрения их отношений с государством;
зависимость ставок налогообложения от величины доходов и имущества налогоплательщиков, в результате чего происходит перераспределение, сглаживающее экономическое неравенство, обусловленное действием рыночных сил (но не порождающее иждивенчество);
незыблемость условий самофинансирования субъектов хозяйственной деятельности, которая означает недопустимость установления чрезмерного налогового бремени, подрывающего возможности расширенного воспроизводства за счет их собственных средств, но на которую государство иногда может посягать ради фискальных потребностей;
адекватность налоговых ставок на доходы граждан масштабам тех благ, какие они получают от деятельности государственных структур;
применение налоговых льгот в целях социальной защиты определенных категорий граждан и стимулирования оптимизации деятельности в известных направлениях или сферах.
Общие принципы налогообложения были конкретизированы в Законе Украины о системе налогообложения, принятом в июне 1991 г., в который периодически вносились поправки. Закон в новой редакции утвержден в марте 1997 г. Согласно ему, установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется только Верховным Советом Украины, Верховным Советом Авто-
503
номной Республики Крым, сельскими, поселковыми и городскими советами. Верховный Совет Крыма, городские, поселковые и сельские советы вправе устанавливать дополнительные льготы по налогообложению лишь в пределах сумм, поступающих в их бюджеты. Изменения и дополнения в законодательство о налогообложении вносятся не позднее, чем за б месяцев до начала нового бюджетного года.
Однако эти положения данного закона постоянно нарушаются, в том числе указами Президента, вторгающимися в правовое поле налогообложения.
Налоги и сборы представляют собой взносы в бюджеты соответствующего уровня власти или в государственные целевые фонды, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами о налогообложении.
Государственные целевые фонды — это фонды, создаваемые в соответствии с законами и формируемые за счет налогов и сборов. Они включаются в госбюджет Украины, кроме пенсионного фонда.
Банки и другие кредитные учреждения обязаны предоставлять государственным налоговым органам сведения о наличии и движении средств на расчетных и других счетах налогоплательщиков, являющихся их клиентами. Эти учреждения выполняют поручения налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды.
К общегосударственным в Украине относятся следующие налоги и сборы:
налог на добавленную стоимость: его базовая ставка в 1991 г. была установлена в размере 28%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., снижена до 20%; и в соответствии с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще снижена до 17%;
акцизы [франц. accise — обрезаю]: основными подакцизными товарами являются алкогольные напитки и табачные изделия;
налог на прибыль предприятий, базовая ставка которого в 1992 г. составляла 35%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., была снижена до 30%; и в соответствие с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще понижена до 25% (в России с 2002 г. базовая ставка налога на прибыль снижена с 35% до 24% при допущении ее снижения субъектами федерации до 20% за счет поступлений из данного налога в их бюджеты);
налог на доходы физических лиц (подоходный налог): налогонеоблагаемый минимум дохода в Украине составляет низкую величину в 17 грн., что свидетельствует о возложении тяжести налогового пресса на малоимущих;
пошлина;
государственная пошлина;
налог на недвижимое имущество;
плата за землю, о которой речь шла в гл. 15;
рентные платежи;
налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин;
сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета;
сбор за специальное использование природных ресурсов;
сбор за загрязнение окружающей среды;
сбор в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, который в 1991 г. был установлен в размере 19% от фонда зарплаты, а позже сокращен до 10 (Указом Президента Украины с 01.06.1998 г. предусмотрено его снижение до 5%);
сбор на обязательное социальное страхование;
сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, установленный в 1991 г. на уровне 61% от фонда зарплаты, а затем сниженный до 32; кроме юридических лиц, его выплачивают наемные работники в размере 1% их зарплаты;
сбор в государственный инновационный фонд;
504
18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Помимо общегосударственных, украинское законодательство определяет следующие местные налоги и сборы:
налог с рекламы;
коммунальный налог;
гостиничный сбор;
сбор за парковку автотранспорта;
рыночный сбор;
сбор за выдачу ордера на квартиру;
курортный сбор;
сбор за участие в бегах на ипподроме;
сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;
сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;
сбор за право использования местной символики;
сбор за право проведения кино- и телесъемок;
сбор за проведение местного аукциона, конкурса распродажи и лотереи;
сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу;
сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;
сбор с владельцев собак.
Эти виды налогов и сборов устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами в рамках предельных размеров ставок, определяемых законодательно (только сбор за проезд автотранспорта относится к компетенции облсо-ветов), и зачисляются в местные бюджеты.
Детальный анализ системы налогообложения конкретного государства является предметом таких специальных дисциплин, как государственные финансы, бюджетная система, налоговое законодательство и т. п. Они выясняют особенности построения госбюджета определенных стран, распределение налоговых поступлений и расходов между звеньями бюджетной системы, специфику обложения каждым видом налогов и сборов, в том числе ставки и льготы по ним и т. д. Что касается экономической теории, то она рассматривает преимущественно общие вопросы организации госфинансов и их роли в регулировании экономики и стимулировании хозяйственной активности. В частности, налогообложению с этой точки зрения важно различать косвенные и прямые налоги.
Косвенными называются налоги и сборы, ставки которых устанавливаются на все или некоторые виды продукции и работ и взимаются с продавцов (производителей) в процентах (к стоимости, добавленной стоимости, фонду зарплаты, объемам реализации и др.) или в твердых суммах с единицы налогооблагаемого объекта.
К ним относятся: налог с оборота; налог с продаж; акцизы; налог на добавленную стоимость; некоторые виды государственной пошлины; патенты и лицензии на право заниматься известными видами деятельности; экологические сборы; плата за природные ресурсы; налоги на производственное имущество; отчисления на социальное, пенсионное и медицинское страхование; таможенные пошлины; налоги на экспорт и импорт.
Продавцы, которые уплачивают косвенные налоги, перекладывают их на покупателей, включая в себестоимость или цену продукции. Отсюда происходит их название — косвенные. В большинстве государств есть, хотя и часто под разными наименованиями, почти все из перечисленных косвенных налогов, разумеется, с неодинаковым масштабом обложения и с различными ставками. В Западной Ев-
505
pone и странах СНГ распространен налог на добавленную стоимость, но нередко отсутствует налог с продаж. В США, наоборот, многие штаты ввели налог с продаж, но не используют налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги имеют инфляционный эффект воздействия на цены и сужают платежеспособность населения.
Прямые налоги имеют большую адресность. Они устанавливаются в процентах (реже, в абсолютных суммах) к определенным видам доходов, личного имущества, дарений и наследства.
К ним принадлежат: подоходный налог; налог на прибыль; налоги на личную недвижимость (квартиры, дома, дачи и др.); налог на личные средства транспорта и др. При этом подоходный налог выступает в виде налогов на зарплату, гонорары, дивиденды, проценты и предпринимательский доход. Именно адресный характер этих налогов объясняет их название (прямые). Они прямо влияют на благосостояние налогоплательщиков, т. е. на их реальные доходы и личное имущество. Чрезмерное прямое налогообложение подрывает экономическую активность и направляет ее в «тень»,
В разных странах набор прямых и косвенных налогов различен, например, в конце 80-х годов в общей сумме налоговых поступлений личный подоходный налог составлял в %: в США — 35, Японии — 23, Турции — 24, СССР — 12;
налог на прибыль предприятий: в США — 8, Японии — 24, Турции — 10, СССР - 36;
взносы на социальное страхование: в США — 30, Японии — 29, Турции — 15, СССР - 13;
налоги на потребление (косвенные налоги): в США — 17, Японии — 13, Турции - 32, СССР - 36.
При налогообложении важно знать, насколько те или иные налоги (точнее, их бремя) плательщики способны переложить на других. Практически все косвенные налоги, как отмечалось, перекладываются с продавцов на покупателей через цены. Налог на прибыль тоже может переноситься монополистами на покупателей их продукции через завышение цен на нее, а монопсонистами — на своих поставщиков путем занижения цен на приобретаемые у них ресурсы и продукты. Личностные поимущественные налоги (на землю, дома и др.) труднее переложить, хотя и возможно при продаже или сдаче данных объектов в аренду. Еще меньше возможность перекладывания на кого-либо подоходного налога, а также налогов на наследство и дарение.
В экономике теоретически (не с точки зрения законодательного установления на практике) различают:
предельные налоговые ставки как частное от деления прироста уплачиваемого налога на прирост дохода;
средние налоговые ставки, рассчитываемые как отношение общей суммы налога к общей величине облагаемого дохода.
Динамика средней налоговой ставки позволяет разграничивать прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.
Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.
Пропорциональный налог предполагает стабильность средней ставки при любой величине дохода.
Регрессивный налог отличается тем, что его средняя ставка понижается с увеличением дохода.
Прогрессивные налоги больше обременяют богатых, а регрессивные — бедных. Подоходный налог обычно является прогрессивным, хотя в различных государствах в разной степени и не в одинаковых пределах (в России с 2001 г. в проти-
506
вовес общепринятой практике установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%). Налог на прибыль предприятий (в США с 1986 г. налог на прибыль корпораций составляет 34%) носит пропорциональный характер. Налог с продаж, налог на добавленную стоимость и поимущественные налоги (если по ним нет значительных льгот для малоимущих) выступают в качестве регрессивных, ибо богатые большую часть своих доходов сберегают, в то время как бедные тратят почти все свои доходы на текущее потребление (в том числе жилищно-коммунальные услуги), подставляя тем самым их под косвенное обложение.
Прогрессивный характер подоходного налога необходим, ибо посредством него обеспечивается перераспределение доходов ради поддержания малоимущих за счет богатых, не посягая на само обогащение, если оно основано на законных способах. Эта прогрессивность подоходного налога предполагает не только дифференцированные ставки обложения доходов граждан, но зачастую наличие наряду с необлагаемым минимумом дохода также отрицательного налога, т. е. выплату семьям, получающим доходы ниже прожиточного минимума, определенных субсидий, которые вместе с тем не должны порождать иждивенчество.
Конечно, прогрессивность обложения не может быть чрезмерной, поскольку слишком глубокая дифференциация ставок налога приводит к нивелированию стимулов увеличения доходов, а следовательно, расширения хозяйственной деятельности. Не случайно, например, в Великобритании в рамках экономической политики М. Тэтчер, в 80-е годы основная ставка подоходного налога была снижена с 33 до 25%, а высшая — с 83 до 40%. В ФРГ в те же годы максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 56 до 53%, в США — до 33%. Существует экономически обоснованное мнение, что если ставка прямого налога превышает 50%, люди меньше стремятся заработать и, следовательно, хуже работают, сокращают инвестиции или уходят в теневую экономику. В результате доходы госбюджета при возросших ставках не только не увеличиваются, но и сокращаются вследствие снижения экономической активности.
Налог на прибыль экономически обоснованно является пропорциональным, ибо такой его характер поощряет хозяйственную активность. Что касается регрессивности косвенных налогов, то в интересах выравнивания уровня жизни ее можно и нужно нейтрализовать путем дифференцированных ставок налога с продаж, налога на добавленную стоимость, частично акцизов и личных поимущественных налогов в прямой зависимости от:
а) принадлежности продукции к предметам роскоши;
б) качественного и технического уровня продукции;
в) размеров имущества, выходящего за пределы средних объемов владения жильем, землей, дачами, автотранспортом и др.
Однако при этом не следует забывать, что все слои населения, хотя и в разной мере, должны через косвенные налоги пополнять бюджет, так как иначе невозможно обеспечить его расходную часть на стабильной основе.
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы