logo search
Bytyk_Ekonom_teor

1.2. Система налогообложения

Налогообложение в каждой стране имеет свои особенности, касающиеся его объек­тов, видов налогов, ставок, структуры налоговых поступлений, распределения их по звеньям бюджетной системы и др. Данные особенности имеют под собой объектив­ную и субъективную почву. Вместе с тем в налогообложении разных государств есть много общего, фиксирующегося прежде всего в принципах налогообложения.

Можно выделить ряд основных принципов построения системы налогообложения:

правовой характер регулирования, препятствующий административному про­изволу;

стабильность, без которой налогоплательщикам затруднительно определить перспективы своей финансовой деятельности;

равнонапряженность, обеспечивающая равные финансовые предпосылки хо­зяйственной деятельности фирм и граждан с точки зрения их отношений с госу­дарством;

зависимость ставок налогообложения от величины доходов и имущества нало­гоплательщиков, в результате чего происходит перераспределение, сглаживающее экономическое неравенство, обусловленное действием рыночных сил (но не по­рождающее иждивенчество);

незыблемость условий самофинансирования субъектов хозяйственной дея­тельности, которая означает недопустимость установления чрезмерного налогового бремени, подрывающего возможности расширенного воспроизводства за счет их собственных средств, но на которую государство иногда может посягать ради фис­кальных потребностей;

адекватность налоговых ставок на доходы граждан масштабам тех благ, какие они получают от деятельности государственных структур;

применение налоговых льгот в целях социальной защиты определенных кате­горий граждан и стимулирования оптимизации деятельности в известных на­правлениях или сферах.

Общие принципы налогообложения были конкретизированы в Законе Украи­ны о системе налогообложения, принятом в июне 1991 г., в который периодически вносились поправки. Закон в новой редакции утвержден в марте 1997 г. Согласно ему, установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляется только Верховным Советом Украины, Верховным Советом Авто-

503

номной Республики Крым, сельскими, поселковыми и городскими советами. Вер­ховный Совет Крыма, городские, поселковые и сельские советы вправе устанавли­вать дополнительные льготы по налогообложению лишь в пределах сумм, поступа­ющих в их бюджеты. Изменения и дополнения в законодательство о налогообло­жении вносятся не позднее, чем за б месяцев до начала нового бюджетного года.

Однако эти положения данного закона постоянно нарушаются, в том числе указами Президента, вторгающимися в правовое поле налогообложения.

Налоги и сборы представляют собой взносы в бюджеты соответствующего уровня власти или в государственные целевые фонды, осуществляемые платель­щиками в порядке и на условиях, определяемых законами о налогообложении.

Государственные целевые фонды это фонды, создаваемые в соответствии с законами и формируемые за счет налогов и сборов. Они включаются в госбюджет Украины, кроме пенсионного фонда.

Банки и другие кредитные учреждения обязаны предоставлять государствен­ным налоговым органам сведения о наличии и движении средств на расчетных и других счетах налогоплательщиков, являющихся их клиентами. Эти учреждения выполняют поручения налогоплательщиков о перечислении налогов и сборов в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды.

К общегосударственным в Украине относятся следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость: его базовая ставка в 1991 г. была установ­лена в размере 28%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., снижена до 20%; и в соответствии с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще снижена до 17%;

  2. акцизы [франц. accise — обрезаю]: основными подакцизными товарами являются алкогольные напитки и табачные изделия;

  3. налог на прибыль предприятий, базовая ставка которого в 1992 г. составляла 35%, а позже, в том числе по Закону 1997 г., была снижена до 30%; и в соответствие с принятым в 2001 г. Налоговым кодексом еще понижена до 25% (в России с 2002 г. базовая ставка налога на прибыль снижена с 35% до 24% при допущении ее снижения субъектами федерации до 20% за счет поступлений из данного налога в их бюджеты);

  4. налог на доходы физических лиц (подоходный налог): налогонеоблагаемый минимум дохода в Украине составляет низкую величину в 17 грн., что свидетель­ствует о возложении тяжести налогового пресса на малоимущих;

  1. пошлина;

  2. государственная пошлина;

  3. налог на недвижимое имущество;

  4. плата за землю, о которой речь шла в гл. 15;

  5. рентные платежи;

  1. налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин;

  2. сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета;

  3. сбор за специальное использование природных ресурсов;

  4. сбор за загрязнение окружающей среды;

  5. сбор в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Черно­быльской катастрофы и социальной защиты населения, который в 1991 г. был установлен в размере 19% от фонда зарплаты, а позже сокращен до 10 (Указом Президента Украины с 01.06.1998 г. предусмотрено его снижение до 5%);

  6. сбор на обязательное социальное страхование;

  7. сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, установлен­ный в 1991 г. на уровне 61% от фонда зарплаты, а затем сниженный до 32; кроме юридических лиц, его выплачивают наемные работники в размере 1% их зарплаты;

  8. сбор в государственный инновационный фонд;

504

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской дея­тельности.

Помимо общегосударственных, украинское законодательство определяет сле­дующие местные налоги и сборы:

  1. налог с рекламы;

  2. коммунальный налог;

  3. гостиничный сбор;

  4. сбор за парковку автотранспорта;

  5. рыночный сбор;

  6. сбор за выдачу ордера на квартиру;

  7. курортный сбор;

  8. сбор за участие в бегах на ипподроме;

  9. сбор за выигрыш в бегах на ипподроме;

  1. сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме;

  2. сбор за право использования местной символики;

  3. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

  4. сбор за проведение местного аукциона, конкурса распродажи и лотереи;

  5. сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу;

  6. сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

  7. сбор с владельцев собак.

Эти виды налогов и сборов устанавливаются сельскими, поселковыми и го­родскими советами в рамках предельных размеров ставок, определяемых законо­дательно (только сбор за проезд автотранспорта относится к компетенции облсо-ветов), и зачисляются в местные бюджеты.

Детальный анализ системы налогообложения конкретного государства является предметом таких специальных дисциплин, как государственные финансы, бюджет­ная система, налоговое законодательство и т. п. Они выясняют особенности пост­роения госбюджета определенных стран, распределение налоговых поступлений и расходов между звеньями бюджетной системы, специфику обложения каждым видом налогов и сборов, в том числе ставки и льготы по ним и т. д. Что касается экономической теории, то она рассматривает преимущественно общие вопросы орга­низации госфинансов и их роли в регулировании экономики и стимулировании хозяйственной активности. В частности, налогообложению с этой точки зрения важно различать косвенные и прямые налоги.

Косвенными называются налоги и сборы, ставки которых устанавливаются на все или некоторые виды продукции и работ и взимаются с продавцов (произво­дителей) в процентах (к стоимости, добавленной стоимости, фонду зарплаты, объемам реализации и др.) или в твердых суммах с единицы налогооблагаемого объекта.

К ним относятся: налог с оборота; налог с продаж; акцизы; налог на добавлен­ную стоимость; некоторые виды государственной пошлины; патенты и лицензии на право заниматься известными видами деятельности; экологические сборы; плата за природные ресурсы; налоги на производственное имущество; отчисления на социальное, пенсионное и медицинское страхование; таможенные пошлины; нало­ги на экспорт и импорт.

Продавцы, которые уплачивают косвенные налоги, перекладывают их на поку­пателей, включая в себестоимость или цену продукции. Отсюда происходит их название — косвенные. В большинстве государств есть, хотя и часто под разными наименованиями, почти все из перечисленных косвенных налогов, разумеется, с неодинаковым масштабом обложения и с различными ставками. В Западной Ев-

505

pone и странах СНГ распространен налог на добавленную стоимость, но нередко отсутствует налог с продаж. В США, наоборот, многие штаты ввели налог с продаж, но не используют налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги имеют инфля­ционный эффект воздействия на цены и сужают платежеспособность населения.

Прямые налоги имеют большую адресность. Они устанавливаются в процен­тах (реже, в абсолютных суммах) к определенным видам доходов, личного имущества, дарений и наследства.

К ним принадлежат: подоходный налог; налог на прибыль; налоги на личную недвижимость (квартиры, дома, дачи и др.); налог на личные средства транспорта и др. При этом подоходный налог выступает в виде налогов на зарплату, гонорары, дивиденды, проценты и предпринимательский доход. Именно адресный характер этих налогов объясняет их название (прямые). Они прямо влияют на благосостоя­ние налогоплательщиков, т. е. на их реальные доходы и личное имущество. Чрез­мерное прямое налогообложение подрывает экономическую активность и направ­ляет ее в «тень»,

В разных странах набор прямых и косвенных налогов различен, например, в конце 80-х годов в общей сумме налоговых поступлений личный подоходный на­лог составлял в %: в США — 35, Японии — 23, Турции — 24, СССР — 12;

налог на прибыль предприятий: в США — 8, Японии — 24, Турции — 10, СССР - 36;

взносы на социальное страхование: в США — 30, Японии — 29, Турции — 15, СССР - 13;

налоги на потребление (косвенные налоги): в США — 17, Японии — 13, Тур­ции - 32, СССР - 36.

При налогообложении важно знать, насколько те или иные налоги (точнее, их бремя) плательщики способны переложить на других. Практически все косвенные налоги, как отмечалось, перекладываются с продавцов на покупателей через цены. Налог на прибыль тоже может переноситься монополистами на покупателей их продукции через завышение цен на нее, а монопсонистами — на своих поставщиков путем зани­жения цен на приобретаемые у них ресурсы и продукты. Личностные поимуще­ственные налоги (на землю, дома и др.) труднее переложить, хотя и возможно при продаже или сдаче данных объектов в аренду. Еще меньше возможность переклады­вания на кого-либо подоходного налога, а также налогов на наследство и дарение.

В экономике теоретически (не с точки зрения законодательного установления на практике) различают:

  1. предельные налоговые ставки как частное от деления прироста уплачивае­мого налога на прирост дохода;

  2. средние налоговые ставки, рассчитываемые как отношение общей суммы налога к общей величине облагаемого дохода.

Динамика средней налоговой ставки позволяет разграничивать прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги.

Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

Пропорциональный налог предполагает стабильность средней ставки при лю­бой величине дохода.

Регрессивный налог отличается тем, что его средняя ставка понижается с уве­личением дохода.

Прогрессивные налоги больше обременяют богатых, а регрессивные — бедных. Подоходный налог обычно является прогрессивным, хотя в различных государ­ствах в разной степени и не в одинаковых пределах (в России с 2001 г. в проти-

506

вовес общепринятой практике установлена единая ставка подоходного налога в размере 13%). Налог на прибыль предприятий (в США с 1986 г. налог на прибыль корпораций составляет 34%) носит пропорциональный характер. Налог с продаж, налог на добавленную стоимость и поимущественные налоги (если по ним нет значительных льгот для малоимущих) выступают в качестве регрессивных, ибо богатые большую часть своих доходов сберегают, в то время как бедные тратят почти все свои доходы на текущее потребление (в том числе жилищно-комму­нальные услуги), подставляя тем самым их под косвенное обложение.

Прогрессивный характер подоходного налога необходим, ибо посредством него обеспечивается перераспределение доходов ради поддержания малоимущих за счет богатых, не посягая на само обогащение, если оно основано на законных способах. Эта прогрессивность подоходного налога предполагает не только дифференциро­ванные ставки обложения доходов граждан, но зачастую наличие наряду с необла­гаемым минимумом дохода также отрицательного налога, т. е. выплату семьям, по­лучающим доходы ниже прожиточного минимума, определенных субсидий, кото­рые вместе с тем не должны порождать иждивенчество.

Конечно, прогрессивность обложения не может быть чрезмерной, поскольку слишком глубокая дифференциация ставок налога приводит к нивелированию сти­мулов увеличения доходов, а следовательно, расширения хозяйственной деятельно­сти. Не случайно, например, в Великобритании в рамках экономической политики М. Тэтчер, в 80-е годы основная ставка подоходного налога была снижена с 33 до 25%, а высшая — с 83 до 40%. В ФРГ в те же годы максимальная ставка подоходно­го налога была уменьшена с 56 до 53%, в США — до 33%. Существует экономичес­ки обоснованное мнение, что если ставка прямого налога превышает 50%, люди меньше стремятся заработать и, следовательно, хуже работают, сокращают инвести­ции или уходят в теневую экономику. В результате доходы госбюджета при воз­росших ставках не только не увеличиваются, но и сокращаются вследствие сниже­ния экономической активности.

Налог на прибыль экономически обоснованно является пропорциональным, ибо такой его характер поощряет хозяйственную активность. Что касается регрес­сивности косвенных налогов, то в интересах выравнивания уровня жизни ее мож­но и нужно нейтрализовать путем дифференцированных ставок налога с продаж, налога на добавленную стоимость, частично акцизов и личных поимущественных налогов в прямой зависимости от:

а) принадлежности продукции к предметам роскоши;

б) качественного и технического уровня продукции;

в) размеров имущества, выходящего за пределы средних объемов владения жильем, землей, дачами, автотранспортом и др.

Однако при этом не следует забывать, что все слои населения, хотя и в разной мере, должны через косвенные налоги пополнять бюджет, так как иначе невозмож­но обеспечить его расходную часть на стабильной основе.