1.2. Сферы приложения государственной собственности
В широком смысле госсектор — это все сферы приложения госсобственности, т. е. области применения принадлежащих государству натуральных и денежных средств. Понимаемый в этом широком смысле госсектор подразделяется на ряд компонентов.
1. Государственные издержки надстройки. Они представляют собой ту сферу госбюджетных расходов, которая возникла вместе с государством и будет существовать до тех пор, пока оно есть. Относящиеся к ним затраты обеспечивают функционирование и развитие институтов всех ветвей государственной и местной власти. О них коротко была сказано в гл. 1. Мы не станем подробно анализировать этот компонент госсектора, поскольку детали его устройства в большей мере являются предметом политологии, нежели политэкономии. Напомним лишь, что в
418
Экономикс результаты этого компонента называют общественными благами, ибо частный сектор их вообще не создает.
Государственные закупки ресурсов и продуктов. Они расширяют за счет госбюджета емкость рынка, в том числе для частного сектора, и регулируют его, одновременно обеспечивая государственное снабжение сферы создания общественных и квазиобщественных благ. Об этом компоненте госсектора речь уже шла в гл. 9.
Государственные трансферты. Они представлены:
во-первых, пенсиями и пособиями безработным, сиротам, неполным и многодетным семьям, инвалидам и другим категориям малоимущих и социально незащищенных (чтобы смягчить неравенство в доходах, порождаемое рынком);
во-вторых, дотациями и субсидиями фирмам, в том числе негосударственным (для поддержания их конкурентоспособности, в особенности, в отношениях с иностранными поставщиками). Об этом компоненте госсектора также говорилось в гл. 9 и будет сказано в последующих главах.
4. Государственное производство квазиобщественных благ. Оно выражается в создании государственных учреждений фундаментальной науки, образования, культуры, классического искусства, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта, связи и др. для нормального обеспечения их услугами значительной части населения и повышения его уровня жизни.
Как отмечалось, квазиобщественные блага обладают существенными выгодами перелива, т. е. большими положительными побочными эффектами. Но рынок производит их только для тех, кто способен уплатить рыночную цену. Поэтому для остальных (не имеющих достаточных доходов) они должны создаваться за счет государства, если оно заботится о материальном и духовном благосостоянии своих граждан и о конкурентоспособности национальной экономики, требующей квалифицированной рабочей силы и соответственно государственных вложений в человеческий капитал. Конечно, в развитых странах, где платежеспособность значительной части населения высока, госсобственность в этой сфере может сокращаться (хотя это сомнительно). Но для стран с огромной бедностью (если они стремятся вырваться из ее пут) становиться на этот путь недопустимо.
5. Государственное участие в отраслях с сильной рыночной властью моно полий и олигополии. Оно необходимо для того, чтобы ограничить или остановить коммерческие формы господства на рынке, так как они более меркантильны и эгоистичны, нежели государственные. Кроме того, крупные хозяйственные единицы, если они коммерчески монополизированы, превращаются часто из флагманов НТП в ареалы технологического застоя. Именно госсобственность на активы олигополис- тических структур способна вывести их из инновационного упадка на базе госу дарственного финансирования нововведений, когда нет возможности создать на их рынке конкурентную среду, в том числе посредством разукрупнения и расширения импорта, не подавляющего национальных производителей. Такая среда и такое разукрупнение отнюдь не всегда возможны технологически, что и предопределяет
i необходимость госсобственности, в особенности в производственной инфраструк-
туре: железнодорожный транспорт, связь общего пользования, энергетика и др.
6. Государственная собственность в финансовой сфере. Она зачастую требу ется не только в силу монополизации банковского и страхового дела, но также по причине более интенсивных хищнических проявлений в этой сфере, где спекуля тивные тенденции сравнительно более распространены. Национализация крупных банков и страховых компаний вносит в их деятельность больше надежности и социальной ориентированности, хотя часто сопровождается снижением гибкости их конъюнктурного поведения.
27*
419
7. Государственное землевладение. Оно целесообразно прежде всего потому, что природные ресурсы (в отличие от искусственных средств производства) в каждый данный момент количественно фиксированы, а следовательно, их предложение не зависит от спроса на них, значит, не может регулироваться рынком в смысле полного вовлечения в хозяйственный оборот для решения, допустим, такой острой проблемы, как продовольственная. Помимо этого, эффективный контроль за землепользованием способен повысить отдачу природных ресурсов и рациональную природоохранную деятельность. Наконец, как признают К. Макконнелл и С. Брю, «если исходить из того, что земля является бесплатным даром природы и не требует никаких затрат на ее производство, то почему следует платить ренту тем, кто волей истории или по наследству оказался собственником земли? Социалисты давно утверждают, что всякая земельная рента — незаработанный доход. Поэтому, заявляют они, землю следует национализировать — передать в собственность государству — с тем, чтобы любые платежи за ее пользование могли бы быть использованы государством в целях улучшения благосостояния всего населения, а не собственников земли, которые находятся в меньшинстве»'. Что касается купли-продажи этой основы национального богатства, то Л.Н. Толстой назвал такую процедуру самым большим свинством человечества.
Перечисленные сферы приложения госсобственности экономически целесообразны и социально прагматичны. При охвате их госсектором достигается известная нейтрализация стихии и безудержной погони за наживой (характерных рынку), обеспечивается некоторое выравнивание доходов без дестимулирующей уравниловки, вводятся механизмы относительной общественной справедливости и защиты малоимущих, регулируются определенным образом циклические колебания капиталистической экономики. Выход госсектора за пределы этих сфер может оказаться нерациональным. По крайней мере, его вторжение в отрасли с конкурентной средой (в область мелкого и среднего бизнеса) в виде национализации соответствующих мощностей скорее всего вызовет такую централизацию, регламентацию и бюрократизацию хозяйственной деятельности, которые подавят инициативу и предприимчивость. В таких отраслях должны доминировать единоличные владения, кооперативы, партнерства и корпорации. Государство может и здесь быть участником хозяйственных обществ, что определяется конкретными обстоятельствами. Кстати, в крупных корпорациях централизация, регламентация и бюрократизация не меньше, чем в государственных ведомствах; следовательно, их национализация, в этом плане, не ухудшает экономическую активность.
Вообще, госсектор можно расчленить на два подсектора, каждый из которых объединяет ряд из вышеназванных компонентов госсобственности.
Во-первых, выделяется так называемая бюджетная сфера, в которой государство опосредует перераспределение доходов, взимая обязательные платежи (налоги) и направляя эти поступления на финансирование различных программ в соответствии с целями политики.
Во-вторых, во всех странах, хотя и в разных масштабах, действует госсектор в узком смысле, т. е. совокупность предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих государству на правах собственности и производящих на условиях хозрасчета или бюджетного финансирования определенные ресурсы и продукты.
Эти два государственных подсектора тесно переплетаются между собой. Поэтому их вычленение достаточно условно. Тем не менее, при характеристике государственного вмешательства в экономику их важно различать.
1 Макконнелл К.Р., Брю Л.С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 2. — С. 171.
420
- А.И.Бутук
- Введение в курс предмет, метод и роль экономической теории
- § 1. Основные вехи в истории экономической мысли
- § 2. Предмет экономической теории
- 2.1. Определение предмета
- 2.2. Микро- и макроэкономика
- § 3. Функции экономической теории
- 3.1. Познавательная функция и экономические законы
- 3.2. Практическая функция и экономическая политика
- 3.3. Методологическая функция и классификация экономических дисциплин
- 3.4. Идеологическая функция и социальные корни различных школ экономической теории
- § 4. Метод экономической теории и последовательность ее изложения
- 4.1. Методология политэкономии
- 4.2. Общая последовательность изложения
- 1.2. Структура экономических ресурсов
- 1.3. Спор о предпринимательской способности
- 1.4. Затраты ресурсов в процессе труда
- § 2. Продукт труда и производственные возможности
- 2.1. Определение продукта труда
- 2.2. Иллюстрация производственных возможностей
- § 3. Структура общественного труда и его сферы
- 3.1. Материальное и нематериальное производство
- 3.2. Два подразделения общественного производства
- 3.3. Производственная и непроизводственная сферы
- 3.4. Институциональная трактовка трансакционных издержек
- Глава 2. Система экономических отношений и ее взаимодействие с производительными силами и надстройкой
- § 1. Организационно-экономические отношения
- 1.1. Трудовая подсистема отношений пользования
- 1.2. Потребительская подсистема отношений пользования
- § 2. Имущественные отношения
- Отношения распоряжения;
- 2.1. Собственность и ее объекты
- 2.2. Типы и формы собственности
- 2.3. Отношения распоряжения
- 2.4. Система экономических интересов и стимулов
- § 3. Экономическая система и ее противоречия
- 3.1. Компоненты экономической системы
- 3.2. Основные источники экономического развития
- 3.3. Взаимодействие способа производства и надстройки
- Раздел п товарно-денежные отношения
- Глава 3. Общая характеристика атрибутов товарного производства
- § 1. Отличия натурального и товарного хозяйства
- 1.1. Особенности натурального хозяйства
- 1.2. Своеобразие товарного производства
- § 2. Товар и его свойства
- § 3. Свойства труда, воплощенного в товаре
- 3.1. Конкретный и абстрактный труд
- 3.2. Частный и общественный труд
- 3.3. Противоречия товарного производства
- § 4. Происхождение и сущность денег
- 4.1. Единичная форма
- 4.2. Развернутая форма
- 4.3. Всеобщая форма
- 4.4. Денежная форма
- 4.5. Сущность денег
- § 5. Рынок и его виды
- Глава 4. Взаимодействие основных рыночных сил
- § 1. Спрос
- 1.1. Закон спроса
- 1.2. Иллюстрация закона спроса
- 1.3. Неценовые факторы спроса
- 1.4. Эластичность спроса
- § 2. Предложение
- 2.1. Закон предложения и его иллюстрация
- 2.2. Неценовые факторы предложения
- 2.3. Эластичность предложения
- § 3. Взаимодействие спроса и предложения
- 3.1. Рыночное равновесие и его иллюстрация
- 3.2. Иллюстрация сдвигов в равновесной цене и равновесном объеме купли-продажи
- § 4. Закон стоимости и его функции
- 4.1. Трактовка ценообразования в теории предельной полезности
- 4.2. Трактовка ценообразования в трудовой теории стоимости
- 4.3. Функции закона стоимости
- Глава 5. Развитие и функционирование денег
- § 1. Развитие денег и их виды
- 1.2. Неполноценные деньги
- 1.3. Золотой стандарт
- 1.4. Декретные деньги
- § 2. Функции денег
- 2.1. Деньги как мера стоимости
- 2.2. Деньги как средство обращения
- 2.3. Деньги как средство накопления
- 2.4. Деньги как средство платежа
- 2.5. Мировые деньги
- § 3. Законы денежного обращения
- 3.1. Денежные агрегаты
- 3.2. Определение количества денег
- Глава 6. Инфляция, ее виды, причины и последствия
- § 1. Инфляция спроса, ее причины и формы
- § 2. Инфляция издержек, ее предпосылки и формы
- § 3. Определение видов, форм и темпов инфляции
- § 4. Последствия инфляции
- § 5. Оптимальная антиинфляционная политика
- Раздел III главные субъекты кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в смешанной экономике
- Глава 7. Экономическая роль домохозяйств и социальная стратификация
- § 1. Источники доходов и их распределение
- 1.1. Функционально-производственное распределение и классовая структура общества
- 1.2. Социальная справедливость в распределении
- § 2. Расходование доходов и дифференциация образа жизни
- 2.1. Главные направления расходов населения
- 2.2. Различие в уровнях и образе жизни общественных слоев
- Глава 8. Фирмы и их виды
- § 1. Првдприятие, фирма, их плюрализм
- § 2. Правовые типы фирм и их особенности
- Единоличные владения;
- 2.1. Единоличные владения
- 2.2. Партнерства
- 2.3. Корпорации
- 2.4. Венчурный бизнес
- § З. Олигополии, их предпосылки, формы и роль
- 3.1. Предпосылки возникновения и атрибуты олигополии
- 3.2. Основные формы олигополии
- 3.3. Роль олигополии
- 3.4. Модели конкуренции, монополии и олигополии
- Раздел 3 Глава 9. Роль государства в смешанной экономике
- § 1. Необходимость и природа государственного вмешательства в экономику
- 1.1. Необходимость государственного участия в экономике с позиций фундаментальных вопросов
- 1.2. Характер государственного регулирования
- § 2. Социально-экономические функции государства
- 2.1. Формирование правовой базы
- 2.2. Ограничение монополизма
- 2.3. Государственное участие в перераспределении доходов
- 2.4. Вмешательство государства в распределение ресурсов
- § 3. Кругооборот ценностей в отношениях государства с домохозяйствами и фирмами
- 3.1. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
- 3.2. Кредитно-финансовое воздействие государства на экономическую активность
- Раздел IV затраты и показатели хозяйственной деятельности
- Глава 10. Капитал, его издержки и валовые показатели единичного воспроизводства
- § 1. Маржиналистская концепция издержек
- 1.1. Теория трех факторов производства
- 1.2. Теория предельной производительности
- § 2. Трудовая концепция издержек
- 2.1. Издержки производства как трудозатраты
- 2.2. Издержки производства как затраты капитала
- § 3. Проблема эксплуатации
- § 4. Источники и факторы накопления капитала
- § 5. Валовые микроэкономические показатели
- 5.1. Затратные показатели
- 5.2. Добавленная стоимость
- Глава 11. Общественное воспроизводство и национальные счета
- § 1. Условия общественного воспроизводства
- § 2. Способы расчета валового внутреннего продукта
- 2.1. Производственный метод расчета ввп
- 2.2. Расчет ввп по методу конечного использования
- 2.3. Распределительный метод расчета ввп
- § 3. Другие национальные счета
- § 4. Коррекция и значение объемных показателей
- Глава 12. Периодизация, типы, факторы и критерии экономического роста
- § 1. Стадии социально-экономического прогресса
- 1.1. Эры развития производительных сил
- 1.2. Диалектика характера и способа производства
- § 2. Интенсификация экономики
- 2.1. Экономическая эффективность и ее главные показатели
- 2.2. Реальное обобществление и интенсификация
- § 3. Факторный анализ экономического роста
- 3.1. Экономический рост в разрезе факторов предложения и спроса
- 3.2. Факторы экономического роста сша в XX веке
- 3.3. Факторы экономического роста в ссср
- 3.4. Упущенные факторы экономического роста на постсоветском пространстве
- § 4. Критерии и целесообразность экономического роста
- 4.1. Критерии экономического прогресса
- 4.2. Дискуссия о целесообразности экономического роста
- Раздел V взаимодействие наемного труда, промышленного капитала и земельной собственности
- Глава 13. Товарно-денежные отношения по поводу рабочей силы
- § 1. Рабочая сила как товар
- 1.1. Условия превращения рабочей силы в товар
- 1.2. Свойства рабочей силы как товара
- § 2. Способы изменения норм необходимой и прибавочной стоимости
- § 3. Заработная плата
- 3.1. Сущность заработной платы
- 3.2. Номинальная и реальная зарплата
- 3.3. Формы и системы зарплаты
- Глава 14 § 2. Прибыль и ее норма
- 2.1. Суть прибыли
- Глава 15. Аграрные отношения и земельная рента
- § 1. Возникновение аграрных отношений
- 1.1. Земля как объект экономических отношений
- 1.2. Формы феодальной земельной ренты
- § 2. Капиталистическая земельная рента и ее виды
- 2.1. Сущность и виды дифференциальной ренты
- 2.2. Абсолютная и монопольная рента
- § 3. Плата за землю и цена земли
- § 4. Развитие аграрных отношений
- 4.1. Аграрный сектор развитых стран
- 4.2. Столыпинская реформа, советский и постсоветский переломы в аграрных отношениях
- Раздел VI капитал сферы обращения
- Глава 16. Деятельность в товарном обращении
- § 1. Издержки товарного обращения
- § 2. Торговая прибыль
- § 3. Торговое посредничество и рыночная стратегия фирм
- 3.1. Виды торговых посредников
- 3.2. Выбор рыночной стратегии фирмы
- § 4. Функции маркетинга
- Глава 17. Ссудный капитал и формы кредита
- § 1. Ссудный капитал, его источники и роль
- § 2. Движение и доходность ссудного капитала
- § 3. Основные формы кредита
- 3.1. Коммерческий кредит
- 3.2. Сущность банковского кредита
- 3.3. Облигационные займы фирм
- 3.4. Потребительский кредит
- 3.5. Государственные займы и ссуды
- 3.6. Международный кредит
- Глава 18. Кредитные учреждения
- § 1. Зарождение и функции коммерческих банков
- § 2. Основные виды специальных кредитных учреждений
- 2.1. Учреждения, аккумулирующие личные сбережения
- 2.2. Учреждения потребительского кредита
- 2.3. Учреждения сельскохозяйственного кредита
- 2.4. Внешнеторговые банки
- § 3. Централизация банкнотной эмиссии и становление двухуровневой кредитной системы
- 3.1. Централизация банкнотной эмиссии
- 3.2. Становление центральных банков
- 3.3. Исторические метаморфозы централизованной банкнотной эмиссии
- Глава 19. Деятельность коммерческих банков
- § 1. Операции коммерческих банков
- 1.1. Пассивные операции
- 1.2. Активные операции
- 1.3. Акцептные операции
- 1.4. Расчетные операции
- 1.5. Факторинговые операции
- 1.6. Лизинговые операции
- 1.7. Трастовые операции
- 1.8. Торгово-комиссионные операции
- § 2. Доходы, расходы и ликвидность активов коммерческих банков
- 2.1. Доходы и издержки коммерческих банков
- 2.2. Ликвидность активов коммерческих банков
- Раздел VII отношения совладения
- Глава 20. Хозяйственные общества
- § 1. Общая характеристика хозяйственных товариществ
- 1.1. Правовая база хозяйственных обществ
- 1.2. Имущество хозяйственных товариществ
- § 2. Неакционерные виды хозяйственных обществ
- 2.1. Полное товарищество
- 2.2. Коммандитное товарищество
- 2.3. Общества с ограниченной ответственностью
- 2.4. Общества с дополнительной ответственностью
- § 3. Акционерные общества
- 3.1. Акции, их виды и оборот
- 3.2. Учреждение акционерных обществ
- 3.3. Самоуправление акционерных обществ
- 3.4. Ретроспектива акционерного капитала
- 3.5. Перспективы акционерной собственности
- Глава 21. Государственная собственность и приватизация
- § 1. Сферы и формы государственной собственности
- 1.1. Формы государственной собственности и участия людей в совладении ею
- 1.2. Сферы приложения государственной собственности
- 1.3. Изменения масштабов госсектора
- § 2. Правовая база и реалии приватизации в украине
- 2.1. Нормативная база формирования многоукладности экономики Украины
- 2.2. Законодательство, регламентирующее процедуру приватизации в Украине
- 2.3. Ход приватизации в снг
- Финансы и менеджмент фирмы
- Глава 22. Основные характеристики финансов фирмы
- § 1. Отчетность фирм и ее удостоверение
- 1.1. Бухгалтерский учет
- 1.2. Аудит
- 1.3. Основные компоненты отчетности фирмы
- § 2. Баланс активов и пассивов
- Пассивы
- 2.1. Активы фирмы
- 2.2. Пассивы фирмы
- § 3. Счет прибыли и убытков
- § 4. Оценка финансового положения фирмы и механизм банкротства
- Глава 23. Общие параметры управления фирмой
- § 1. Внутрифирменные управленческие отношения
- § 2. Принципы внутрифирменного управления
- § 3. Управленческая стратегия фирм
- Часть третья макроэкономические процессы и институты их регулирования
- Раздел IX экономические циклы и концепции антициклического регулирования
- Глава 24. Циклы капиталистического развития
- § 1. Малые циклы, их фазы и материальная основа
- 1.1. Экскурс в историю кризисов
- 1.2. Фазы малых циклов
- 1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
- § 2. Большие циклы и их интерпретация
- 2.1. Циклы н.Д. Кондратьева
- 2.2. Дискуссия о природе больших волн
- Глава 25. Теории макроэкономической стабилизации
- § 1. Докейнсианская парадигма рыночной саморегуляции
- § 2. Кейнсианская теория макроэкономики
- 2.1. Потребление и сбережение
- 2.2. Частные инвестиции
- 2.3. Чистый экспорт
- 2.4. Влияние государства на совокупный спрос
- 2.5. Эффект мультипликатора
- 2.6. Ограниченность встроенных стабилизаторов
- § 3. Посткейнсианские трактовки уменьшения государственного участия в экономике
- 3.1. Монетаризм
- 3.2. Теория рациональных ожиданий
- 3.3. Теория экономики предложения
- § 4. Социалистические модели экономической роли государства
- 4.1. Казенно-социалистическая система директивного управления
- 4.2. Социал-демократическая модель государственного регулирования
- Раздел X фискальная и кредитно-денежная политика
- Глава 26. Государственные финансы и фискальная политика
- § 1. Государственные финансы
- 1.1. Бюджетная система
- 1.2. Система налогообложения
- 1.3. Стратегические направления бюджетных расходов
- 1.4. Государственный бюджет
- § 2. Дискретная фискальная политика и ее проблемы
- 2.1. Методы фискальной политики
- 2.2. Трудности фискальной политики
- 2.3. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга
- Глава 27. Денежный рынок и кредитно-денежное регулирование
- § 1. Функции центрального банка
- § 2. Банковская система и денежный мультипликатор
- § 3. Методы и проблемы кредитно-денежной политики
- 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
- 3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
- Раздел XI регуляторы главных внутренних рынков
- Глава 28. Рынок рабочей силы и безработица
- § 1. Функционирование рынка труда
- 1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
- 1.2. Институты организации рынка рабочей силы
- § 2. Проблема безработицы
- 2.1. Причины и формы безработицы
- 2.2. Динамика и издержки безработицы
- 2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
- 2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Глава 29. Рыночные институты организации товарооборота
- § 1. Аукционы и ярмарки
- 1.1. Аукционы
- 1.2. Ярмарки
- § 2. Товарные биржи
- 2.1. Возникновение и развитие товарных бирж
- 2.2. Виды сделок на товарной бирже
- Глава 30. Макроэкономическая роль фондового рынка и его организация
- § 1. Мотивы инвесторов капитала в акции и облигации
- 1.1. Инвестиции в акции
- 1.2. Инвестиции в облигации
- 1.3. Фиктивный капитал
- § 2. Первичный рынок ценных бумаг
- § 3. Вторичный рынок ценных бумаг
- 3.1. Небиржевой рынок
- 3.2. Становление и развитие биржевой торговли
- 3.3. Организация деятельности фондовых бирж
- 3.4. Виды сделок с ценными бумагами
- § 4. Регламентация фондового рынка
- Глава 31. Международное разделение труда и основные формы мирохозяйственных отношений
- § 1. Международное разделение труда и его роль
- § 2. Мщцународная торговля
- 2.1. Динамика международной торговли в XIX—XX веках
- 2.2. Торговый баланс
- 2.3. Свободная торговля или протекционизм
- 2.4. Гатт — вто
- § 3. Международное движение капитала
- 3.1. Расширение миграции капитала
- 3.2. Межстрановая миграция человеческого капитала
- 3.3. Платежный баланс
- § 4. Углубление интернационализации хозяйственной жизни
- 4.1. Транснациональные корпорации (тнк)
- 4.2. Некоторые международные экономические организации
- 4.3. Углубление европейской интеграции
- Глава 32. Валютные отношения
- § 1. Валютные отношения и валютные курсы
- 1.1. Валюты и валютные операции
- 1.2. Валютный курс и его факторы
- § 2. Валютное регулирование
- 2.1. Саморегуляция валютных курсов при золотом стандарте
- 2.2. Гибкие и фиксированные валютные курсы в условиях декретных денег
- 2.3. Валютный контроль
- 2.4. Пределы целесообразности конвертируемости валют
- § 3. Экскурс в историю валютных отношений после краха золотого стандарта
- 3.1. Валютные зоны
- 3.2. Бреттон-Вудсская система
- 3.3. Ямайская система
- § 4. Основные международные валютно-финансовые институты
- 4.1. Международный валютный фонд (мвф)
- 4.2. Группа Всемирного банка
- 4.3. Региональные банки, фонды и организации
- 4.4. Становление Европейского валютного союза (евс)
- Послесловие: глобальные проблемы