logo search
Bytyk_Ekonom_teor

§ 2. Правовая база и реалии приватизации в украине

Приватизация (в обратной терминологии — разгосударствление, денациона­лизация) — это процесс расширения сфер частной инициативы и передачи прав совладения или собственности государственным имуществом гражданам и их ассоциациям. Следует выделять три ступени приватизации:

  1. денационализация в виде ликвидации государственной монополии на опре­деленную деятельность, занятие которой гражданами и негосударственными юридическими лицами ранее находилось под запретом. Подобное разгосударств­ление создает больший простор для частного предпринимательства без сокраще­ния объектов госсобственности;

  2. приватизация в виде передачи на известных условиях прав на совладение физическими и юридическими лицами определенных объектов госсобственности, в результате чего их сособственниками становятся, с одной стороны, государство, а с другой — негосударственные субъекты. Такая частичная денационализация мо­жет быть более или менее глубокой в зависимости от того, какая доля в совмест­ной собственности на данные объекты переходит от государства к частным лицам и их ассоциациям;

  3. разгосударствление в виде передачи на известных условиях прав владе­ния определенными объектами госсобственности в руки граждан и негосудар­ственных юридических лиц, вследствие чего последние оказываются полномочны­ми собственниками прежнего госимущества. Такой вид денационализации пред­ставляет собой полную приватизацию данных объектов. Разумеется, во всех случаях приватизация должна иметь (хотя бы формально) правовую базу.

Разгосударствление у нас началось во второй половине 80-х годов по законам СССР об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации, об аренде, о гос­предприятиях, о собственности и др. Эта законодательная база была продублиро­вана в соответствующих нормативных актах союзных республик. После принятия ими в 1990 г. деклараций о государственном суверенитете и законов о своей эко­номической самостоятельности каждая республика стала независимо регулиро­вать денационализацию. Эта независимость окончательно оформилась с развалом СССР в 1991 г. Вместе с тем многое (даже в деталях) из приватизационного зако­нодательства членов СНГ является сходным, поскольку содержание процесса (за исключением Белоруссии времен президентства А.Г. Лукашенко) было общим. Поэтому анализ правовой базы Украины по изменению имущественных отноше­ний дает известное представление о законодательстве по денационализации в СНГ в целом. В нем можно выделить две совокупности правовых актов:

1) нормативная база, содействующая становлению многоукладной экономики;

423

2) законодательство, регламентирующее процедуру, принципы и формы самой приватизации.

Рассмотрим эти две совокупности.