logo search
Bytyk_Ekonom_teor

3.5. Государственные займы и ссуды

Государственный кредит — это форма отношений заимствования, одним из субъектов которых является государство, выступающее или в качестве ссудополу­чателя, или в качестве кредитора. Государство как кредитор вступает в отношения и с физическими лицами (гражданами), и с юридическими (фирмами и органи­зациями). Естественно, оно может быть кредитором также и других государств. Источником ссуд государства служат средства доходной части госбюджета. При­чиной же государственных займов становится дефицит государственного бюджета, т. е. превышение расходов государства над его доходами, формирующимися в ры­ночной экономике главным образом за счет налогов.

Во многих странах, в том числе самых развитых, наблюдается рост государ­ственного долга. Так, в США он составлял: в 1913 г. — 1,2 млрд дол., в 1945 — 275, в 1980 — 930, в 1990 г. — более 3 трлн дол. В 1989 г. он достиг 56% валового национального продукта этой великой экономической державы.

В СССР в последние годы в связи с увеличением дефицита государственного бюджета также происходило стремительное возрастание государственного долга. В

363

235348234823482348234823

1991 г. произошел кризис бюджетной системы вследствие расширяющегося раз­рыва между государственными расходами и значительно сократившимися по­ступлениями доходов. Результатом стал небывалый дефицит, который по союзному бюджету достиг за январь — август 1991 г. 76,5 млрд руб. против 33,9 млрд руб. за этот же период 1990 г. В этих условиях были существенно увеличены кредиты Госбанка Минфину СССР. Государственный внутренний долг увеличился с 566,1 млрд руб. на начало года до 875,2 млрд руб. (с учетом начисленных компен­саций по вкладам населения в банки) на 1 августа 1991 г.

Если в стране существует Государственный сберегательный банк, то вклады населения в нем составляют часть государственного долга, ибо государство гаран­тирует погашение этих депозитов и выплату по ним процентов. Тоже относится к вкладам в другие государственные банки, если они помещены в них негосудар­ственными юридическими лицами и гражданами. Аналогичное положение с теми средствами, которые гражданами и негосударственными юридическими лицами вложены в виде их имущественного, социального и личного страхования в госу­дарственных учреждениях, осуществляющих их страховое обслуживание.

В период гиперинфляции 1992 — 1995 гг. фактически были утрачены денеж­ные сбережения граждан, помещенные до 2 января 1992 г. в учреждения Сберега­тельного банка СССР и государственного страхования СССР, а также в государ­ственные ценные бумаги: Государственного целевого беспроцентного займа 1990 г.; облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.; государ­ственные казначейские обязательства СССР; сертификаты Сберегательного банка СССР. В связи с этим возникла проблема возмещения данных потерь. В Украине эту проблему пытаются решить двумя путями.

Во-первых, Указом Президента Украины от 24 ноября 1994 г. № 698 «О ком­пенсации гражданам Украины потерь от обесценения денежных сбережений в учреждениях Сберегательного банка Украины и Укргосстраха» были введены компенсационные сертификаты, которые граждане могут использовать только в качестве платежных средств при их участии в приватизации. Такая компенсация мало кого устраивает.

Во-вторых, Законом Украины «О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины» (от 21.11.1996г.) предусмотрено, что вышена­званные сбережения граждан восстанавливаются в соотношении 1 крб. сбереже­ний на 1,05 грн. по состоянию на 1 октября 1996 г. Дальнейшая компенсационная индексация сбережений граждан осуществляется при выдаче вкладов, страховых взносов, погашении ценных бумаг в соответствии с индексом инфляции.

Часть государственного внутреннего долга по компенсации этих сбережений граждан на 01.10.96 составляет 131,96 млрд грн., в том числе: денежные сбереже­ния — 121,90 млрд грн.; страховые взносы — 7,77; облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 г. — 0,61; облигации Государственного внутрен­него выигрышного займа 1982 г. — 1,05; государственные казначейские обязатель­ства СССР — 0,21; сертификаты Сберегательного банка СССР — 0,42 млрд грн. Погашение этого долга проводится только в отношении лиц, достигших 80-летнего возраста, и наследников умерших граждан. Однако на данные цели госбюджетом выделяются незначительные суммы, например в 1998 г. всего 370 млн грн. Но и эти решения не выполняются. Таким образом, проблема остается нерешенной.

В рыночном хозяйстве по крайней мере в тех странах, где государственные бан­ки не занимают ведущего места в банковской системе, государственный долг в ос­новном представлен размещенными государственными ценными бумагами — про­данными физическим и юридическим лицам облигациями Госзайма, казначейски-

364

ми векселями и казначейскими обязательствами. В соответствии с законодатель­ством размещение государственных ценных бумаг осуществляется теперь у нас (в отличие от практики 30 —50-х годов) на строго добровольной основе. В Украине облигации республиканского и местных займов выпускаются на предъявителя, т. е. подлежат свободному обращению. Решение об их эмиссии принимается Кабинетом Министров или местными советами. В нем должны указываться эмитент, условия выпуска и порядок размещения. Средства, полученные от их реализации, поступают в республиканский и местные бюджеты и во внебюджетные фонды местной власти.

По сути казначейские обязательства являются такими же государственными цен­ными бумагами, как и облигации Госзайма. Они также выпускаются на предъявителя. Различаются следующие их виды: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 10 лет). В соответствии с украинским зако­нодательством решение о выпуске краткосрочных казначейских обязательств прини­мает Министерство финансов республики, в то время, как решение об эмиссии средне-и долгосрочных казначейских обязательств вправе принять Кабинет Министров Украины. Эти же субъекты устанавливают условия выпуска и порядок размещения и погашения соответствующих видов казначейских обязательств. Средства от их реализации направляются на покрытие текущих затрат республиканского бюджета.

Поскольку значительная часть ценных бумаг в Украине выпущена государ­ством, то эмиссия государственных ценных бумаг и соответственно госдолга стре­мительно растет (табл. 17.2). В 1998 г. намечалось выпустить их на сумму около 12 млрд грн., что составляет более половины доходной части нищенского госбюдже­та. Причем примерно 80% выручки от новых выпусков идет на погашение старых. Фактически Национальный банк Украины, через который они размещаются в основном среди коммерческих банков, создал государственную финансовую пира­миду, отвлекающую кредитные ресурсы банков от их предоставления в ссуду пред­приятиям, что подрывает хозяйственный оборот, усиливая платежный кризис. Осе­нью 1998 г. эта финансовая пирамида, созданная государством, рухнула.

Таблица 17.2. Стоимость ценных бумаг в Украине (на начало года), млн грн.*

Ценные бумаги

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Всего

1 994,6

5 103,8

12 320,0

21 909,8

34 406,2

52 950,8

Акции

755,3

2 814,7

8 908,3

15 010,9

21 610,9

35 092,9

Облигации

63,9

612,2

1 248,1

1 020,8

771,9

650,0

Казначейские обязательства

52,8

76,5

29,6

-

Сберегательные сертификаты

289,7

283,3

136,8

246,1

916,2

743,0

Векселя

550,5

780,4

1 359,2

4 704,2

9 800,8

14 863,0

Другие бумаги

262,4

536,7

638,0

927,8

1 306,4

1 601,9

* См.: Статистичний щор!чник Украши за 2000 piK. — К.: Техтка, 2001. — С. 74.