logo search
Bytyk_Ekonom_teor

3.3. Облигационные займы фирм

Фирмы, не имеющие возможности получить крупномасштабный банковский кредит на приемлемых условиях, но нуждающиеся в заемных средствах на доста­точно длительный период, прибегают к ссудам посредством выпуска и размещения своих облигаций [от лат. obligatio — обязательство]. Облигационные займы пред­приятий — одна из важных форм кредита в современных условиях. Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее собственником денежных средств и подтверждает обязательство фирмы-эмитента возвратить номинальную стоимость данной ценной бумаги в установленный в ней срок с выплатой держате­лю фиксированного процента. Облигации предприятий не дают права их держате­лям на управление этими предприятиями и совладение ими. Облигации могут быть именными и предъявительскими.

Они имеют следующие реквизиты:

  1. наименование «облигация»;

  2. фирменное наименование и местонахождение эмитента;

  3. фирменное наименование или имя держателя (для именных);

  4. номинальная стоимость облигации;

  5. срок ее погашения;

  6. размер и сроки уплаты процентов;

  7. место и дата выпуска;

  8. серия и номер облигации;

  9. подпись уполномоченного лица предприятия-эмитента и его печать.

360

Кроме этого, держателю вместе с облигацией может выдаваться купон [от франц. couponотрезной талон].

Купон на выплату процентов должен иметь такие данные:

  1. порядковый номер купона на выплату процентов;

  2. номер облигации, по которой они выплачиваются;

  3. наименование фирмы-эмитента;

  4. год выплаты процентов.

Решение о выпуске фирмой облигаций принимается ее владельцами и оформ­ляется протоколом. В нем обязательно должна содержаться следующая информа­ция: фирменное наименование и местонахождение эмитента; сведения об его устав­ном фонде, хозяйственной деятельности и служебных лицах; наименование конт­ролирующего органа (аудитора [от лат. audio — слышу]); данные о размещении ранее выпущенных ценных бумаг; цель выпуска и вид облигаций (именные или предъявительские, срочные или до востребования); общая сумма эмиссии; количе­ство и номинальная стоимость облигаций; количество участников голосования в принятии решения о выпуске; порядок эмиссии облигаций и выплаты доходов по ним; сроки возвращения средств держателям (в случае возможного отказа от их выпуска); порядок информирования покупателей о выпуске и размещении обли­гаций; порядок их оплаты.

Акционерные общества, по украинскому законодательству, имеют право на вы­пуск облигаций не более, чем на сумму в 25% их уставного фонда, причем только после полной оплаты всех выпущенных акций. Эмиссия облигаций для формирова­ния и пополнения уставного фонда предприятий и для покрытия убытков, связан­ных с их хозяйственной деятельностью, запрещается. Приобретение облигаций граж­данами осуществляется за их собственные средства, а юридическими лицами — за счет вырученных ими ресурсов после уплаты налогов и процентов по банковскому кредиту. Эти лица становятся кредиторами фирмы-эмитента, купив ее облигации.

Процент по облигациям уплачивается эмитентом из собственных средств после расчетов с государственным бюджетом и осуществления других обязательных пла­тежей. В случае невыполнения эмитентом своих обязательств по выпущенным им облигациям (невыплата процента и непогашение облигаций в установленные сро­ки), они реализуются принудительно через судебные инстанции. Но возможности размещения облигаций фирм на рынке СНГ фактически сведены к нулю, во-первых, платежным кризисом второй половины 90-х годов, а во-вторых, переполнением его государственными ценными бумагами и акциями приватизируемых предприятий.