logo search
Bytyk_Ekonom_teor

3.2. Практическая функция и экономическая политика

Как уже отмечалось, политэкономия имеет практическое значение, причем для всех субъектов хозяйственной жизни, хотя и в неодинаковой степени. Практическая функция экономической теории в общем плане заключается в том, что все участни­ки хозяйственной деятельности могут и, в известном смысле, должны строить свое экономическое поведение на базе познанных законов. Для этого прежде всего нужно знать экономические законы, что достигается изучением достоверных школ политэко­номии, успешно обновляющих свои положения сообразно меняющейся реальности.

По Н.А. Бердяеву, духовная свобода человека состоит в способности личнос­ти несмотря на преграды объективного мира раскрыть свой потенциал в творчестве, любви и красоте. В отличие от этого, материальная свобода человека реализуется в следовании требованиям познанной необходимости. Иначе говоря, экономичес­кая свобода — это не произвол и вседозволенность человека, а его действия в соответствии с законами хозяйственной жизни.

Каждый участник хозяйственной жизни, будь-то физическое или юридическое лицо, домохозяйство, предприятие или государство, производитель, посредник или потребитель, самостоятельная фирма или ее структурное подразделение, централь­ный или местный орган власти, национальное или международное учреждение, в определенном смысле (на бумаге или просто в уме) вырабатывают известный эко­номический курс [от лат. cursusбег, движение]. Иными словами, каждый из них, во-первых, с большей или меньшей точностью и формализацией устанавливает цели своей хозяйственной активности, а во-вторых, определяет и соизмеряет с ними сред­ства и пути их достижения. Для этого, особенно на уровне домохозяйства, потребите­ля, наемного работника, мелкого бизнесмена, зачастую вполне достаточно экономичес­кого опыта, эмпирических знаний, хотя экономическая теория и тут отнюдь не поме­шает. Другие же субъекты хозяйственной жизни вряд ли смогут без теоретических знаний по экономике разработать и реализовать адекватную хозяйственную политику.

Фирмы, государственные и международные учреждения имеют в своих штатах специалистов по разным экономическим дисциплинам. Многие из них заключают договора также с экономистами-теоретиками, которые выполняют роль консуль­тантов по общим вопросам. Все они помогают соответствующим руководителям выдвигать и обосновывать различные варианты хозяйственного развития, включаю­щие иерархию текущих и долгосрочных задач, набор тактических и стратегичес­ких средств их осуществления, а также методы, формы и последовательность при­менения этих средств с учетом конкретных условий, в которых оказался или мо­жет оказаться данный субъект.

Конечно, фирмы меньше нуждаются в советах экономистов-теоретиков, что обусловлено узкой направленностью их хозяйственной деятельности. Но штатные специалисты фирм по конкретным экономическим дисциплинам, да и сами управ­ляющие фирм, не могут не учитывать экономических законов, если они желают ориентироваться в сложившейся конъюнктуре.

Государственная экономическая политика, если она претендует на научную обоснованность и, следовательно, на оптимальность, в принципе не может быть выработана без опоры на экономическую теорию. Правда, некоторые экономисты-теоретики опозорили себя на ниве аргументации экономического курса. Это в полной мере относится к тем из них, которые обосновали так называемые шоковые рыночные реформы 90-х годов в СНГ и ряде восточноевропейских стран. Их име­на хорошо известны, поскольку они нередко занимали государственные посты. Но это не должно подрывать доверие к экономической теории, ибо есть и противополож-

23

ные примеры: Дж.М. Кейнс, Л. Эрхард, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, В.В. Леон­тьев, н.А. Вознеселскяя, Л.В. Канторович, B.C. Немчинов и др. Список, разумеется, можно значительно продлить.

В экономической политике государств обычно выдвигаются во многом сходные. Цели', экономический рост, повышение уровня жизни населения, обеспечение занятос­ти трудоспособных, устойчивость денег, возрастание экономической эффективности, соблюдение хозяйственной свободы, достижение относительной справедливости в распределении продуктов и доходов с поддержанием достаточных стимулов, соци­альная защита безработных и малоимущих, улучшение окружающей среды, сбалан­сированность международных экономических связей. Эти основные цели экономи­ческой политики могут различаться по формулировкам и степени их детализации, но фактически все они, по крайней мере, декларируются [от лат. declaratio — объявление, провозглашение] в экономических курсах почти любого правительства.

Чем же эти курсы отличаются друг от друга?

Во-первых, цели можно заявлять, но практически не реализовывать, т. е. ис­пользовать их для обмана избирателей, как это часто наблюдалось в СНГ в период постсоветских реформ.

Во-вторых, при одном и том же наборе целей экономической политики воз­можны различные приоритеты [от лат. prior — первый, старший] и последователь­ность в их реализации.

В-третьих, даже при одинаковых приоритетах экономических курсов, как правило, цели осуществляются с помощью разных средств.

В-четвертых, даже одни и те же средства часто применяются различными методами и в разной последовательности. Экономическая политика детерминиру­ется прежде всего средствами достижения декларируемых целей.

Политэкономия играет важную роль в выявлении средств экономической по­литики и в определении последовательности, форм и методов их мобилизации для осуществления поставленных целей. К главным средствам экономического курса принадлежат природные ресурсы, искусственные средства производства, совокуп­ная рабочая сила, предпринимательские способности населения страны, а также ее денежная, финансовая и кредитная системы и потенциал улучшения позиций в международном разделении труда. Они задействуются путем использования та­ких основных методов и форм:

прогнозирование, программирование и планирование развития регионов, сфер и отраслей, включая их государственную поддержку;

фискальная политика, в том числе налоговая;

кредитно-денежная политика, осуществляемая центральным банком страны;

таможенная политика, регулирующая внешнеэкономические связи;

научно-техническая политика;

политика в области образования, культуры, искусства, здравоохранения и т. д.

Кроме политэкономии, при умелом применении этих методов и форм огром­ное значение имеют и другие экономические дисциплины.