logo search
Bytyk_Ekonom_teor

2.1. Закон предложения и его иллюстрация

Как и спрос, предложение в экономике рассматривается прежде всего в зави­симости от цен реализации. Это объясняется тем, что в цене содержатся как затра­ты производства и сбыта, так и доходы продавцов, т. е. экономические стимулы, побуждающие их заниматься предложением соответствующего товара. Между це­ной реализации и объемом предложения существует при прочих равных услови­ях явная прямая связь: чем выше цена, тем больше предлагается данного товара, и наоборот. Эту прямую зависимость в экономике называют законом предложения. Данный закон диктуется исключительно здравым смыслом продавцов, желающих при неизменных остальных обстоятельствах получить максимальную выручку от реализации каждой единицы товара.

Иллюстрируя этот закон, в экономике предложение представляют в виде шка­лы. Она показывает известные количества товара, которые продавец желает и спо­собен поставить на рынок по некоторой цене из ряда возможных цен в течение определенного времени при прочих равных условиях. Эту шкалу можно изобра­зить в форме табл. 4.2, содержащей у нас гипотетические данные по объему не­дельных продаж пшеницы определенного сорта и качества.

Таблица 4.2. Предложение пшеницы индивидуальным поставщиком

(гипотетические данные)

Вариант

Цены за т, грн.

Величина предложения в неделю, т

а

500

60

б

400

50

в

300

35

г

200

15

д

100

5

Эту же шкалу можно изобразить на двухмерном графике в виде кривой пред­ложения (рис. 4.3). Для этого на горизонтальной оси, по данным табл. 4.2, откла­дываются объемы продаж пшеницы в тоннах, а на вертикальной оси — цены сбыта в гривнах за тонну по каждому из объемов продаж. На рис. 4.3 кривая предложения ПП строится путем проведения перпендикуляров от соответствую­щих пар точек на горизонтальной и вертикальной осях до их пересечения, а затем соединения точек пересечения кривой.

Как видим, кривая предложения восходит слева снизу вправо вверх. Эта на­правленность кривой предложения отражает прямую зависимость между ценой и объемом продаж соответствующего объекта. Данная кривая строится, исходя из допущения, что цена является важнейшей детерминантой предложения. Однако предложение складывается и под влиянием других обстоятельств, которые назы­вают неценовыми факторами предложения.

б«

83

Рис. 4.5. Кривая предложения и ее смещение под воздействием неценовых факторов